Настройки
Обычная версия
К содержанию
Мультимедиа:
Вкл. Откл.
Цветовая схема:
Черно-белая Сине-голубая Бело-черная
Размер шрифта:
110% 150% 200%
Тип шрифта:
С засечками Без засечек Шрифт брайля
Межбуквенный интервал:
Малый Средний Большой
Межстрочный интервал:
1.5 2 2.5
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, город Ирбит, улица Азева, дом 23
Телефон: +7 (34355) 6-31-16

 

Цифры

1 декабря 2017

Новости

Цифры

 

Нам, друзья, настал черед

Выучить полезный счет!

Очень важно цифры знать

И уметь всё сосчитать:

И конфетки в кулаке,

И монетки в кошельке,

На дороге фонари

И ступеньки до двери!

Становитесь, цифры, в ряд,

Все запомним вас подряд!

 

Зачем нужны цифры?

 

Уметь считать необходимо каждому. Иначе как мы узнаем, сколько нам лет, как запомним номер нашего дома или телефона, как поймем, сколько времени, посмотрев на часы? Цифры нас окружают повсюду: дома на приборах, в магазине на ценниках, на улице – на вывесках и табличках. Цифры – это знаки, с помощью которых можно записать любое число. Цифр всего десять : 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.выучив счет, мы сможем легко ориентироваться в мире чисел: считать, вычислять и измерять!

 

Запомним: цифра – это знак, обозначающий число. Число – выражение количества чего-то или кого-то.

 

Как появились цифры?

 

Когда цифр еще не существовало, люди вели счет с помощью подручных материалов: зарубок на палках, узелков на веревках, камней, сложенных вместе. С течением веков система счета совершенствовалась. В древнем городе Вавилоне была распространена клинопись: на влажной глиняной табличке писали палочкой, оставлявшей треугольные следы. Использовались всего два знака: вертикальный клин для единиц и горизонтальный для десятков.

 

 Индейцы майя для записи чисел придумали три знака: точку для единицы, горизонтальную черту для пятерки и рисунок ракушки для нуля. Например, чтобы записать число 4, майя рисовали четыре точки, для изображения 6 – одну горизонтальную черту и точку над ней.

 

Существуют и алфавитные системы счисления, которые используют в качестве цифр буквы алфавита: греческая, еврейская, эфиопская. Наши предки так же передавали цифры на письме при помощи букв древнерусскго алфавита – до восемнадцатого века.

 

Римские цифры

Римляне разработали свою систему цифр, которая используется до сих пор. Мы можем встретить её на циферблатах часов, в текстах при записи веков (Ι век – первый век), порядкового номера монарха (Екатерина ΙΙ – Екатерина Вторая) и в некоторых других случаях. Вот римские цифры: Ι,ΙΙ,ΙΙΙ,ΙV,V,VΙ,VΙΙ,VΙΙΙ,ΙХ,Х. если большая цифра стоит перед меньшей, они складываются, если наоборот – вычитаются. Присмотревшись к написанию этих знаков, можно понять как они были придуманы! Один палец – единица – одна вертикальная черта. Два пальца – двойка – две черты. Ладонь с отставленным пальцем – пятерка – похожа на галку: V. А две ладони крест-накрест – десятка – похожи на букву Х.

 

Арабские цифры

Какие же цифры используем мы сегодня?

 

В современном мире большинство стран используют арабскую систему цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Эти знаки изначально родились в Индии. Индийцы вели торговлю с арабами и заодно научили их своему счёту. А арабы познакомили с ним европейцев, которые и назвали эти цифры арабскими. Европа признала, что арабские цифры удобнее римских, и стала активно их использовать.

Само слово «цифра», именно арабского происхождения.

 

Наши помощники при счете

Знаешь такую поговорку: «объяснить на пальцах»? Это значит «объяснить очень понятно, доступно, просто»

И в древности, и сейчас люди используют пальцы, чтобы произвести несложный подсчет. Это так удобно: загибаешь и разгибаешь – очень просто и наглядно. Но иногда надо произвести сложные вычисления, да ещё и за короткое время. В этих случаях нам на помощь приходят вычислительные устройства. Первым таким приспособлением были счётные палочки, которые и сегодня помогают детям освоить счёт. Потом появились более сложные устройства. Например, абак – доска с полосками или желобками, в которые клались камешки или другие подходящие предметы. Со временем абак видоизменился в более привычные нам счёты, с нанизанными на проволоку бусинами. С развитием человеческой мысли стали появляться более сложные устройства: счётные часы, логарифмическая линейка, арифмометр. Затем на смену механическим устройствам пришли электронные: калькулятор, компьютер.

 

Математические знаки

В математике – науке о счёте, вычислении и измерении – используются не только цифры. Чтобы показать взаимосвязь между ними, были придуманы специальные знаки.

Самые простые из них – знаки равенства (=), сложения(+), вычитания (-), умножения (x) и деления (:).

Они читаются так:

= равно (так указываем результат вычисления);

+плюс (так показываем, что складываем числа);

- минус (так вычитаем);

х умножить;

: разделить.

 

Больше и меньше

В жизни нам часто приходится сравнивать количество: кого в группе больше – мальчиков или девочек, чего на столе меньше – фломастеров или карандашей?

Это действие на письме мы можем выразить с помощью знаков ˂ («меньше») и ˃ («больше»).

1˂2 (один меньше двух)     2˃1 (два больше одного)

Как можно заметить, острый носик знака всегда повёрнут в сторону меньшего числа. Он указывает на него, словно стрелочка.

Этот математический процесс называется «сравнение чисел». Мы сравниваем числа по величине и записываем свой вывод при помощи цифр и знаков:

   2˂5 (два меньше пяти)      4˃1 (четыре больше одного)

А если числа равны? Тогда ставим знак равенства!

1=1    2=2    3=3

 

 

Сложение чисел

1+1=2

Мы прочтем этот пример так: один плюс один равно два. Значит, если к одному прибавить один, станет два. К одному яблоку прибавим ещё одно яблоко и получим целых два яблока! Добавим ещё одно – станет три:

2+1=3

Для записи этих примеров нам понадобились цифры, обозначающие количество предметов, и математические знаки + и =.

Это просто!

Проверь себя! Попробуй решить  примеры самостоятельно и узнай правильный ответ у взрослых:

3+1=     2+3=   4+0=   1+4=   0+2=

 

Вычитание чисел

2-1=1

Мы прочтём этот пример так: два минус один равно один. Представим, что в корзине лежат два яблока, если одно забрать, в корзине станет на одно яблоко меньше, там останется лежать только один фрукт. А если забрать и его, в корзине будет ноль яблок, то есть ни одного!

1-1=0

Проверь себя! Попробуй решить эти примеры самостоятельно и узнай правильный ответ у взрослых:

3-1=    4-3=    2-0=    5-2=    3-2=

 

Числа после 9

Вот мы и познакомились с цифрами, с помощью которых можно записать числа от нуля до девяти. А что же потом? Как записать число десять? Нам поможет ноль. Поставим его после единицы, которая теперь будет означать десятки, вот так: 10. А одиннадцать? Напишем две единицы: одну для десятков, вторую – для единиц: 11. Если число состоит из десятков и единиц, мы будем изображать его с помощью двух цифр. Если число больше девяносто девяти, добавим ещё одну цифру  для обозначения сотен : 100 – сто!

С помощью цифр можно записать абсолютно любое число, даже очень  большое.

А ещё, зная цифры, можно научиться читать понимать числа, написанные другими, складывать, вычитать, измерять… без этого не обойтись ни в одной профессии: повара должны уметь отмерить нужное количество продуктов, врачам – правильно выписать рецепт, летчикам - верно понять показатели приборов.

Чтобы во всём был порядок, надо подружиться со счетом!


На сайте сказка.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы