Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, город Ирбит, улица Азева, дом 23
Телефон: +7 (34355) 6-31-16

 

Главная / Жили-были / Почемучки / Наши новости: Где? Зачем? И почему? / Подготовка к школе. Взгляд психолога.

Подготовка к школе. Взгляд психолога.

5 августа 2020

Наши новости: Где? Зачем? И почему?

Подготовка к школе. Взгляд психолога.

Наступил месяц май. В семьях, где подрастают будущие первоклассники, в течение всего года не переставали говорить и думать о предстоящем событии. Осталось совсем немного времени – лето пройдет быстро – и наступит долгожданный день. Вот он порог школы!

А готов ли ребенок к учебе? Этот вопрос волнует всех мам, пап, бабушек и дедушек. Что же означает «школьная зрелость»?

В последнее время специалистами используется такое определение: «готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка».

То, что современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, очевидный факт.

И хотя многим ребятам учеба доставляет радость, количество детей, испытывающих трудности с первого же дня обучения в школе, растет.

Известно, что готовность к школе не измеряется по формальным признакам. Психологи считают, что к 7 годам у ребенка должны быть сформированы: произвольное поведение, средства и эталоны познания окружающего мира (познавательная активность), а децентрация перейти на смену эгоцентризму.

В детском саду  в подготовительной к школе группе уделяется большое внимание формированию у детей произвольной регуляции деятельности.

Каким же образом можно помочь ребенку контролировать свои действия? Ведь еще Гегель говорил: «Дух должен быть приведен к отказу от своих причуд». На первом этапе малышу дают простые задания, которые он выполняет в присутствии взрослого. Затем, вместо себя родители могут оставить игрушку – заместителя. Постепенно правило взрослого становится правилом ребенка, т.е. переходит во внутреннюю инстанцию. Теперь пришла очередь просто дать задание – ребенок готов к удержанию правила, и может самостоятельно контролировать свою деятельность.

К 7 годам ребенок успешно начинает понимать, что его точка зрения не единственная. Эгоцентризм уступает место децентрации. Если это не произойдет, то он не сможет встать на точку зрения науки.

Дошкольник воспринимает окружающий мир с точки зрения своего «Я». Любые события им рассматриваются как результат осуществления собственных желаний. У него нет абстрактного видения материала.

Для разрушения системы центрации у ребенка должно быть много социальных ролей. Этому помогают сюжетные игры.

Возраст 6 – 7 лет иногда называют «тихим кризисом». Где-то около 5 лет ребенок начинает понимать, что он не всесилен. И, хотя мама его хвалит, нарисовать, как у нее не получается. А еще оказывается не такой         он и сильный – на самом деле, когда они борются, папа поддается.

Именно в этом возрасте, чувствуя себя очень уверенно, ребенок приходит к пониманию того, что должен еще многому научиться – активизируется познавательная активность. Ребенок должен захотеть узнать, как это – читать, писать. «Я не умею, но хочу научиться», – важно, чтоб ребенок сам это понял. В понятие школьной зрелости входит мотивация. Ребенок должен быть «замотивирован» на учебу. Если же его заставляют читать, писать раньше времени, то вырабатывается стереотип поведения: «Меня заставляют, а я не буду».

Психиатры и психологи тревожатся, если дети опережают развитие. Им хорошо известно, что большинство гениальных детей – взрослыми становятся несчастными  (исключение, пожалуй, составляют музыканты). Дети, опережающие развитие – это объект специальной психологии. Нельзя лишать ребенка детских вещей. Ведь игра для него – это социальный тренинг.

Общепринятых критериев оценки подготовленности ребенка к школе много.

Одни из них общеизвестны как, например, понятийное мышление. Любая наука – это система знаний, где все законы, правила находятся в определенных взаимосвязях между собой. Учебный процесс требует освоения понятий. У ребенка должна сформироваться так называемая «понятийная пирамида». Необходимо учить детей искать существенные, но скрытые и невидимые общие признаки. У каждого предмета и явления существует много признаков, которые мы видим и которые могут меняться – это не существенные признаки. И один – невидимый, но главный, существенный. Его можно и нужно знать.

Понятие «репрезентативные системы» менее известно. Введено оно основателями метода НЛП. Именно они впервые заговорили об индивидуально предпочитаемых способах восприятия, координирования и хранения информации: аудиальном, визуальном и кинестетическом. Вопрос о природе этого явления остается открытым. Однако важен сам факт наличия различных способов восприятия и понимания информации.

Визуалы как бы просматривают события. Аудиалы – обсуждают сами с собой происходящие вокруг них. Кинестетики – действуют, исходя из общего ощущения ситуации.

Для того чтобы что-либо понять, прояснить для себя, визуалу надо это увидеть, посмотреть, аудиалу – услышать, проговорить, кинестетику – проделать, ощутить.

Взрослый человек обладает системой доступа (запуска), то есть умеет произвольно пользоваться своей репрезентативной системой при поступлении информации любой модальности (визуальной, аудиальной, кинестетической). Дети не обладают системой доступа, она формируется постепенно, по мере развития произвольности во всех сферах: в речи, в мышлении, в поведении.

Если форма подачи информации не соответствует репрезентативной системе ребенка, он просто ничего не воспринимает и не понимает, так как не может провести кодирование.

Урок – идеальная форма обучения для аудиалов – они слушают, проговаривают, обсуждают и, таким образом, усваивают информацию. Иллюстрационный материал позволяет подключить визуалов,  дает им возможность что-то понять. Кинестетики же оказываются выключенными из урока. Среди школьного обучения всегда аудиально – визуальная.

Для того чтобы формировать аудиальную систему доступа к внутреннему опыту, необходимо учить детей переводить в речевую форму все, что они видят или делают.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что всякое обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определенных психических функций (восприятие, память, внимание, мышление и пр.) и личности в целом.

Однако не будем забывать, что динамика возрастного развития имеет определенные индивидуальные колебания, т.е. одни дети развиваются несколько быстрее, другие – медленнее.

И если все-таки возникает сомнения, готов ли ребенок к школьному обучению, еще есть время обратиться к специалистам. Их рекомендации помогут вам принять верное решение и выбрать подходящий для ребенка образовательный маршрут.

Источники информации:

  1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик».- СПб.: Речь, 2004, - 96 с.
  2. Мурашова Е.В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У- Фактория, 2004. – 176 с.
  3. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.:2003. – 384 с.

 

В данной статье представлены критерии готовности ребенка к школе. Современная школа предъявляет к будущему первокласснику высокие требования  и задача родителей адекватно оценить возможности ребенка во избежание школьной дезадаптации.

 

 


На сайте сказка.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы