ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ
22 июля 2021
Этап первый. Присоединение/включение эмпатии/признание потребностей друг друга.
Это – начало. Без прохождения этого этапа конфликт останется на уровне «дура – сама дура». Вот и поговорили.
Для начала нужно допустить, что человек говорит о чём-то, что для него важно, какая-то потребность за этим стоит. Здесь важно не реагировать сразу на форму, а дать себе труд дойти до содержания.
На этом этапе становится ясно, готов человек сотрудничать или только свою правоту хочет утверждать. Или выгрызать свои интересы.
Если здесь удаётся друг друга увидеть и признать, то конфронтация как таковая заканчивается, дальше идёт стадия прояснения.
Например, конфронтирующие стороны говорят друг другу: я вижу, что для тебя это так, я не буду переубеждать тебя и навязывать своё мнение. Вижу, что ты правда этого хочешь и в твоём желании нет ничего плохого.
Признание друг друга критически важно, без этого у конфликтующих сторон не будет ресурса преодолеть взаимную фрустрацию.
Этап второй. Прояснение потребностей и границ.
Если конфликт возник, значит кому-то от кого-то чего-то надо. Или есть территория, по поводу которой стороны имеют разные представления, чья она и какие на ней действуют правила.
Здесь каждый должен внести свою потребность, максимально точно и ясно.
Один говорит: мне важно высказывать своё мнение. Другой: мне важно иметь выбор, слушать его прямо сейчас или нет.
Один говорит: мне важно, чтобы ты предупреждал меня, когда вернёшься домой. Другой: мне важно чувствовать, что ты даёшь мне свободу и не контролируешь.
Один говорит: мне важно иметь возможность не соглашаться с тобой, думать иначе. Второй: мне важно чувствовать, что мы заодно, даже когда ты не соглашаешься.
Этап пройден, когда каждый ясно внёс в контакт свою потребность и услышал потребность партнёра по общению. Помогает фраза «правильно ли я тебя понял, что ты хочешь...».
Третий этап. Договор, выработка адаптивного поведения, редактура ожиданий реальностью.
Находим баланс между «я» и «другой», между «хочу» и «могу», между общим и частным, между индивидуальными интересами и интересами партнёрства.
Это напоминает качели с перекладиной, помните? Нужно найти точку равновесия, телесно и коммуникативно почувствовать её. Желательно, чтобы никому при этом не приходилось скручивать себя в каралик ради такого равновесия, иначе оно слишком дорого стоит.
Итого. На первом этапе человек чувствует себя признанным: ты есть, ты можешь отличаться, можешь иметь другое мнение и потребности. На втором этапе – услышанным: я слышу, что для тебя важно именно это, вот такая у тебя потребность. На третьем – удовлетворённым: я готов давать тебе это и это вот в таких границах. И наоборот.
Все мы знаем ситуации, когда чем дальше пытаешься обсудить конфликтную ситуацию, тем хуже становится, пропасть растёт. Выходить из разговора нужно, когда перестаёшь видеть в другом человека и начинаешь видеть врага, который хочет тебя разрушить, нанести ущерб или взять что-то силой.
То есть как только внутри есть импульс опасности, от которой нужно защищаться, то диалог лучше не продолжать. Потому что каждый сузился до самых примитивных защит, а целостность мышления распалась, восприятие стало тоннельным.
Тогда лучше восстановить чувство безопасности и равновесия и вернуться к обсуждению позже, когда перед вами снова будет человек, а не монстр, от которого нужно защищаться.
Свежие публикации данной категории
25 апреля Результаты, которые дает "Активное слушание" в общении с детьми
22 апреля Как слушать ребенка
21 апреля Как уберечь естественную активность ребенка? Как не забить, не заглушить ее?
20 апреля Игра "Собери по образцу"
25 марта «По любви» – или «за деньги»
24 марта Как же научить чему - то детей, если не указывать на ошибки?
23 марта Если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях.
17 февраля Безусловное принятие
16 февраля Трудности и конфликты взаимодействия и о том, как их избежать