Как избежать ловушки наказания
1 февраля 2023
Родители по-разному реагируют на нежелательное поведение детей. Одна из таких реакций – наказание. Часто наказания кажутся единственно верным решением, это не так. Ругань, крики, оскорбления, удары могут решить проблему в краткосрочной перспективе, но не смогут предотвратить повторение проблемного поведения. Более того, наказания, не меняя существенно поведение детей, меняют поведение родителей, заставляя усиливать интенсивность. Это и есть «ловушка наказаний», попадая в которую родители невольно разрушают отношения, причиняют боль себе и ребенку, учат его решать свои проблемы при помощи силы, криков, ругани — дети же учатся в первую очередь у взрослых.
Чаще всего родители — наиболее мотивированные участники особенных, проблемных отношений, чаще всего именно они готовы и хотят меняться, они приходят к психологу или психиатру с вопросами: «Как мне быть с моим ребенком?», «Как мне сделать так, чтобы он слушался?», «Как сделать так, чтобы реже приходилось наказывать?».
Причины плохого поведения
1. Недостаточно ясно установленные домашние правила.
Правила — это не бесконечный список из «нельзя» или «нет». Правила предполагают поведение, которое будут поддерживать и поощрять родители.
2. Недостаточное наблюдение за ребенком, отсутствие контроля.
Ребенок начинает хуже себя вести, если им не интересуются. Ему проще пережить наказание, чем игнорирование со стороны взрослых. Интерес к делам ребенка не равен постоянному контролю. С некоторой регулярностью спрашивайте, чем он занят или что будет делать.
3. Отсутствие последовательной реакции на поведение.
Слово «последствия» часто ассоциируется с наказанием. В этом и кроется ошибка. Наказание это самая непоследовательная реакция родителей. Невозможно наказывать ребенка за любое нежелательное поведение. Получается, что на одинаковые поступки ребенка родители могут реагировать по-разному. Или не замечать или наказывать.
4. Неспособность договариваться, вместе решать проблемы, обсуждать, находить компромиссы.
Иногда детское упрямство («Не хочу!», «Не буду!») встречается с неадаптивностью родителей («Я сказал, значит будешь делать!»). В результате, возникает конфликт, который решается наказанием ребенка.
Способность увидеть интересы ребенка, понять его мотивы, заинтересовать его чем-то — это способность поставить себя на место другого человека, в данном случае собственного сына или дочери. Нам хочется, чтобы ребенок спокойно ждал своей очереди в поликлинике, в магазине, не капризничал в общественном транспорте. И вместо того, чтобы накричать, отобрать игрушку, шлепнуть, может быть стоит задуматься, что вызвало такое поведение. Ребенку скучно, жарко, тяжело и т.д.
Алгоритм как поступать родителям в случае непослушания, капризов ребенка.
1. Определить то проблемное поведение, которое надо изменить (например, сын дерется с младшей сестрой из-за того, чья очередь играть в компьютерную игру).
2. Определить для проблемного поведения положительное противоположное (сын через определенное время уступает сестре очередь, или они играют вместе). Озвучить его для ребенка. Если у него не получается, потренировать — показать точно, что от него хотят увидеть.
3. Сконцентрировать внимание на положительном противоположном! Хвалить, использовать материальные поощрения, наклейки, жетоны, очки и проч.
При поощрении ребенка важно быть искренне воодушевленным; точно указывать, что именно понравилось («Так здорово! Ты уже целых пять минут спокойно играешь с сестрой! Это так по-взрослому! Дай пять!»).
4. Хвалить и поощрять вначале как можно чаще — каждый раз, когда ребенок демонстрирует желаемое поведение, постепенно увеличивая временной интервал между похвалами.
По материалам журнала "Педагог-психолог"
ВАЖНО помнить, что нежелательное поведение формировалось какое-то время. Оно потребуется и для того, чтобы увидеть результат от использования алгоритма.
Все получится!
Свежие публикации данной категории
25 апреля Результаты, которые дает "Активное слушание" в общении с детьми
22 апреля Как слушать ребенка
21 апреля Как уберечь естественную активность ребенка? Как не забить, не заглушить ее?
20 апреля Игра "Собери по образцу"
25 марта «По любви» – или «за деньги»
24 марта Как же научить чему - то детей, если не указывать на ошибки?
23 марта Если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях.
17 февраля Безусловное принятие
16 февраля Трудности и конфликты взаимодействия и о том, как их избежать