Игры на развитие фонематических процессов
9 мая 2017
Поиграйте с детьми
Игры на развитие фонематических процессов
Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму.
Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры. Эти дидактические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка.
«Прохлопай, как я» - взрослый отхлопывает ритмический рисунок, ребенок повторяет за взрослым. Эта игра формирует слуховое внимание, развивает фонематический слух, чувство ритма.
«А ну-ка, догадайся» - какой одинаковый звук есть во всех этих словах:
- Жаба, жук, ножницы, пирожок, ежи;
- Лак, лапа, ладони, дупло, весло;
- Шарф, мыши, уши, калоши, шея, шкаф;
- Лиса, сок, сом, бусы, косы, нос.
«Запоминайка» - взрослый проговаривает ряды слов, а дети повторяют:
- Сад, сани, сом;
- Сумка, сук, сапоги, сарай;
- Шапка, шар, шея, шарф;
- Маша, машина, муха;
- Карандаши, книга, ручка, кубики и др.
«Повтори и прибавь новое слово» - первый играющий произносит слово на заданный звук, например, «Ж», второй повторяет это слово и добавляет своё. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово.
Жук;
Жук, жаба;
Жук, жаба, живот;
Жук, жаба, живот, жара и т.д.
«Найди место звука» - упражнение на нахождение места звука в слове (начало, середина, конец). Взрослый называет слова, например со звуком «С» или с любым другим звуком. Ребенок должен сказать, на каком месте стоит данный звук.
- Сад (начало слова), носки (середина), нос (конец слова);
- Шапка, кошка, душ;
- Зебра, коза, камаз;
- Лук, мыло, лампа и др.
«Цепочка слов» - можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.
Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.
«Помоги собрать вещи» - эта игра помогает различать звуки «З» и «Ж»
Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи. Комару на звук «З», а жуку на звук «Ж».
Картинки: ЖУК- КОМАР
Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, значок.
«Шутки – минутки» - читать строчки из стихотворения, намеренно заменяя звуки в словах. Ребёнок находит ошибку и исправляет её.
Хвост с узорами, Сапоги со шторами.
За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме, Там ползёт зелёный лук С длинными усами.
|
Тили – бом! Тили – бом! Загорелся кошкин ком.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд.
Божья коробка Полети на небо, Принеси мне хлеба. |
«Поймай звук» - «Поймай песенку» - хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м» или другой звук.
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.