Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, город Ирбит, улица Азева, дом 23
Телефон: +7 (34355) 6-31-16

 

Главная / Премудрости / Учитель-логопед Поникаровских Наталия Николаевна / Особенности подготовки к обучению грамоте

Особенности подготовки к обучению грамоте

16 июля 2013

Учитель-логопед Поникаровских Наталия Николаевна

Ведущей задачей подготовительной к школе группы является предупреждение нарушений письма и чтения. Можно выделить 3 основных направления деятельности:
 
1. создание четких представлений о каждом звуке речи;
2. совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
3. подготовка к обучению грамоте по особой системе.
 
Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове. Навык чтения формируется только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Известный психолог Даниил Борисович Эльконин отмечал, если синтез звуков по каким-то причинам не происходит, ребенок задерживается долго на побуквенном чтении, испытывает муки слияния, не умеет переходить от букв и их названий к живой речи.
 
В свою очередь, звуко - слоговой анализ и синтез невозможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о каждом звуке родного языка.
 
Несомненно, эффективности этих процессов у дошкольников помогает различная символика (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы), к которой на определенном этапе обучения добавляется буква. Если же изучение букв перенести на более ранние сроки, когда связи каждой буквы с конкретным звуком мешает диффузность фонематических образов, это только повредит усвоению грамоты.
 
Итак, три направления в работе взаимосвязаны и взаимообусловлены. На занятиях по подготовке к обучению грамоте изучаются сначала легко произносимые звуки (М,Н,В,Ф,К,Х и т.д.), последним из которых является звук группы свистящих Ц.Каждый звук сначала уточняется изолировано, а затем выделяется (утрированно произносится) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слов.
 
На занятии, темой которого является определенный звук, детям предлагается значительное количество речевого материала, насыщенного этим звуком. Благодаря большому количеству лексических элементов, содержащих конкретный звук, не только создается устойчивое фонематическое представление о нем, но и пополняется словарь детей.
 
Звуковой анализ у 5-летних детей заканчивается на уровне односложных слов, а дифференциация касается сначала «далеких» в акустическом плане звуков (А-У, К-Т), затем более «близких» (К-Х, ЛЬ – И, С-З).
 
В подготовительной группе изучаются более сложные в произносительном плане звуки (Ш,Ж,Ч,Щ,Р и др.). Количество слов, содержащих изучаемый звук и используемых на занятиях, по –прежнему значительно. Однако подбор названий предметов и действий осуществляется уже не только по принципу наличия-отсутствия звуков, а с учетом позиции конкретного звукового элемента в слове, либо количества в нем слогов.
 
Гораздо большее внимание уделяется тонким акустическим дифференцировкам (звонкие – глухие, мягкие- твердые, свистящие- шипящие, аффрикаты и их составляющие и пр.)
 
В подготовительной группе обосновано введение с первого занятия буквенного изображения изучаемых звуков, что в ходе аналитико-синтетической деятельности позволяет добиться более быстрого запоминания букв, а также улучшения навыка слияния буквенных элементов при чтении.
 
Быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова с различной слоговой конструкцией детям помогает работа со схемами, а затем с разрезной азбукой.
 
Очень важно, что анализируются, а позже выкладываются и пишутся только слова написание которых не расходится с произношением (например: замок, игрушка и т.д.)
 
Слова, звуковой состав которых отличается от буквенного (юбка, пришел, подставка и т.д.) используются только для выделения отдельных звуков, а не для полного анализа и синтеза, а тем более чтения и письма. Такие слова могут даваться детям только после полного усвоения всех программных навыков.
 
Слитному, плавному, по слоговому чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать и от детей при любой работе с буквами, называния которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки в конечной позиции слов (мак, камыш, комар и т.д.) Этапы овладения навыками звукового анализа и чтения на одном занятии не совпадают. Например, знакомство детей со схемой двусложных слов со стечением согласных совмещается с чтением и выкладыванием из разрезной азбуки слов, состоящих из двух открытых слогов, и т.п. То есть опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению грамотой сохраняется на протяжении всего периода обучения.
 
Для предупреждения дисграфии, создания навыка грамотного письма, переноса некоторых грамматических закономерностей в письменную речь на заключительном этапе подготовки к обучению грамоте эффективно использовать такой вид упражнений, как письменные диктанты. Письмо проводится под диктовку печатными буквами, на тетрадных листах в клеточку. Высота строчных(маленьких букв – 2 клетки, заглавной – 3 клетки, расстояние между строчками – 3 клетки.
 
Овладение написанием прописных букв составляет целиком содержание школьного обучения и не входит в задачи дошкольной работы, в противном случае потребовалось бы слишком много учебного времени, необходимого для такой деятельности. Для ребенка важнее графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях (тексты диктантов, игровые задания для обучения грамоте и т.д.)
 
Рекомендуемая литература:
 
А.И. Максаков, Г.И. Тумакова «Учите, играя».
А.М. Дорофеева «Уроки грамоты».
В.И. Городилова, М.З Кудрявцева «Чтение и письмо».
Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно»
Е.Е. Баранова, О.К. Разумовская «Как научить Вашего ребенка читать»
Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головцева «Подготовка к школе»
М.Г. Генинг, Н.А. Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи»
Н.В. Дурова «Фонематика»

На сайте сказка.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы