Консультация для родителей "Мяч и речь"
19 декабря 2019
Учитель-логопед Поникаровских Наталия Николаевна
Консультация для родителей "Мяч и речь"
Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.
В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.
Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми.
Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
Однако вопросы родителей за последние года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.
Для чего нужен мяч?
- Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движения.
- Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Логопеды- практики могут подобрать игры с мячом для каждого отдельного ребенка.
Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Детям логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.
Мячик сильно посжимаю (помять мячик в ладошке правой и левой руки)
И ладошку поменяю
«Здравствуй, мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик. (зажимаем мячик между большим и поочередно всеми пальцами,
Крепко мячик обнимает, попеременно из руки в руку)
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали (зажать большими пальцами рук мяч, затем указательными и т.д.)
И другим козлятам дали
По столу круги катаю, (ладонью руки катать мяч)
Из – под рук не выпускаю.
Взад – вперед его качу;
Вправо – влево – как хочу.
Танцевать умеет танец (поочередно катать мячик пальцами рук)
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает – (в ладони правой руки зажимать мячик последовательно между пальцами)
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол (перекидывать мяч из ладони в ладонь)
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой (катать мяч в ладонях)
Я его катаю – браво.
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь!
Игры с массажными мячами
1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре
сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
5. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)
Игры с мячом, направленные на развитие речевого дыхания
· Мячик, вырезанный из бумаги. «Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги».
· «Загони мяч в ворота»
Дидактические игры
Дидактическая игра «Что это? Кто это?»
Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.
Дидактическая игра «Поймай — скажи» Дети становятся в круг. Мама бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...
«Поймай — скажи наоборот»
Например: Толстое дерево - тонкое дерево, гости приехали -гости уехали…
Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи,
Свежие публикации данной категории
14 декабря 2022 Значение развития словаря.
19 ноября 2022 Что же важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?
16 ноября 2022 «Воспитываем у детей навыки правильного звукопроизношения»
9 июля 2020 СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1 июля 2020 Говорите с детьми: 7 советов логопеда родителям
20 июня 2020 Игры для развития фонематического слуха
4 июня 2020 Игры и упражнения, способствующие развитию речи
28 мая 2020 Памятка для родителей «Методика работы с предложением»
18 мая 2020 Памятка для родителей «Преодоление трудностей в произношении слов»
23 апреля 2020 Памятка для родителей «Алгоритм обучения письму»