Речевой этикет, или кое-что о вежливости
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести
Речевой этикет – это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление.
•Вежливость – это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.
Народная мудрость гласит…
•“От одного слова да навек ссора”
•“Бритва скребет, а слово ранит”
•“Ласковое слово – это вешний день”.
Правила речевого этикета
- Утром нужно приветствовать друг друга словами «С добрым утром», днём – «Добрый день», вечером – «Добрый вечер». Перед сном пожелайте друг другу «Доброй ночи» и «Приятных сновидений».
- Прощание с кем-нибудь, не забудьте сказать «До свидания» или «До скорой встречи», можно пожелать тем людям, с которыми прощаешься - «Удачи!».
3. Когда вы обращаетесь к человеку с просьбой, не забудьте сказать вежливое слово «Пожалуйста!» Например: «Скажите, пожалуйста, как пройти к аптеке», «Передайте, пожалуйста, соль» или «Позовите, пожалуйста, к телефону Сашу».
4. Получив покупку в магазине, завтрак или обед в детском саду или подарок, скажите «Благодарю Вас» или «Спасибо». Также, выходя из – за стола, после приёма пиши, не забудьте поблагодарить тех, кто приготавливал еду и накрывал на стол.
5. Произносить слова «Здравствуйте», «До свидания», «Будьте добры», «Пожалуйста» и «Спасибо» нужно негромко и дружелюбно, желательно с улыбкой.
6. Вежливые слова нужно говорить не только друзьям и знакомым, но и своим домашним – маме и папе, бабушке и дедушке, брату и сестре и другим своим родственникам.
Словарь
Благодарность – чувство признательности к кому–нибудь за оказанное добро, внимание; слова, выражающие эти чувства.
Вежливость – качество, помогающее человеку проявлять уважение к людям. Вежливый человек всегда внимателен и доброжелателен к людям, готов оказать помощь.
Здороваться – приветствовать друг друга при встрече. Обычно это слово приветствия говорят не близко знакомым людям и людям, старше себя по возрасту.
Комплимент - добрые, приятные слова, подчёркивающие лучшие качества человека.
Невежливый - нарушающий правила вежливости, приличия.
Обращение - слова, которые мы применяем, когда с кем– либо говорим, и которые свидетельствуют о характере наших отношений (например, обращение на «ты» - сверстнику, или на «вы» - взрослому, по имени или имени-отчеству)
Приветливый - доброжелательный, радушный, ласковый.
Привет - слово приветствия, которое обычно говорят друзьям.