Методические рекомендации по организации центра двигательной активности в группах детского сада.
Методические рекомендации по организации центра двигательной активности в группах детского сада.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС (Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения) должна быть:
- содержательно-насыщенной – включает в себя игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- трансформируемой – меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности:
- полифункциональной – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; - доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников,
- безопасной.
Нетрадиционные физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий.
Примерное нетрадиционное спортивное оборудование:
- бильбоке (из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов)
- массажные дорожки
- массажные следы (следы с нашитыми пуговицами) - бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов, карандаши.) для массажа и захватывания пальцами ног предметов - ленточки для поддувания - мячи (из пластиковых бутылок)
- ленты по 2 м (для имитации упражнений художественной гимнастики)
- предметы для переступания (ведерки из-под майонеза)
- шнуры с ограничителями (ограничитель-кассета от киндер-сюрприза)
Традиционное оборудование для физического развития:
- ленточки разных цветов (по 2 шт. на каждого ребенка)
- платочки разных цветов (по 2 шт. на каждого ребенка)
- султанчики (по 2 шт. на каждого ребенка)
- бубны
- мяч средний
- кегли - вертушки
- мячи резиновые
- детские эспандеры
- обручи
- кольцеброс (настенный и напольный)
- гантели детские - мешочки для метания
- летающие тарелки - массажные мячики СУ-ДЖОК (на каждого ребенка)
- массажные дорожки
- скакалки (резиновые, веревочные, пластиковые)
- канаты
- для зимних игр – детские клюшки и шайбы
- санки-ледянки
Картотеки.
- Комплекс упражнений с массажными мячиками.
- Картотеки игр: подвижных игр для детей, малоподвижных, на развитие дыхания.
- Картотека релаксационных игр
- Картотека «Упражнения после дневного сна»
- Картотека полезных стихов и сказок (гигиенические процедуры)
- Картотека загадок о спорте и спортсменах, о спортивном оборудовании.
- Картотека считалок
- Картотека пальчиковых игр
Дидактические игры:
- «Назови виды спорта».
- «Четвертый лишний».
- «Найди отличия».
- «Собери картинку».
- «10 видов спорта».
- Настольные игры
- Шахматы, шашки.
- Маски для подвижных игр.
- Картинки, фотографии, иллюстрации:
- «Летние виды спорта» - «Зимние виды спорта»
- «Олимпийская символика» - Раскраски «Летние виды спорта»
- «Зимние виды спорта» - «Олимпийская символика»
- «Звуки природы». Музыка для релаксации.
- «Детский музыкальный альбом» (для движения под музыку).
Младший дошкольный возраст
Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении. Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и др. В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:
- доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см);
- гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см);
- доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см);
- две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см); - два куба (ребро 25-30 см);
- ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см);
- лесенка-стремянка (высота 1,5 м);
- мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см)
– по пять каждого размера;
- один-два надувных мяча (диаметр 40 см);
- игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);
- бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см);
- оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);
- крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх);
- шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм);
- погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей;
- четыре гимнастические палки (длина 75-80 см); -
- гимнастический шест (длина 1,8-2 м).
Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы». Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой взрослого. Вторая задача – правильно разместить физкультурно-игровое оборудование. Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в каком-то определённом безопасном месте (в ящике, коробе, на стеллаже и пр.). Считаем, что это не совсем целесообразно по следующим причинам.
Во-первых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону их внимания. Например, музыкальный молоточек будет интересен ребёнку до тех пор, пока он не заметит вращающийся надувной мяч, укреплённый на потолке. Случайно наткнувшись на ящик с колечками, ребёнок попытается в него влезть, а обнаружив здесь детали пирамидки, – собрать конструкцию.
Во-вторых, дети в возрасте двух-трёх лет всегда подражают сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой по групповой комнате, он обязательно захочет последовать его примеру.
Физкультурный снаряд для ребёнка – основа для изучения способов его применения. Расположите оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движений детей. Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём. Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугойгаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками. Конечно, нет необходимости превращать игровую комнату в склад оборудования. Однако важно, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты, а раз или два в неделю меняйте его местоположение, объединяя несколько предметов в единую полосу препятствий. Таким образом, в первой и второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый ребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.
Средний дошкольный возраст
По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности. Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности.
Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале, нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате. Для самостоятельных занятий детей рекомендуем оборудовать специальный физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий – площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование – принципу целесообразности. Например, игру «Дартс» следует расположить на уровне глаз ребёнка, массажёры для стоп – в нише на полу и т.п. Физкультурный уголок должен логично вписаться в интерьер комнаты, гармонируя с ним по колориту и стилю.
При подборе физкультурного оборудования необходимо также исходить из возможности организации двигательной деятельности детей на ограниченной площади индивидуально и небольшими группами.
Целесообразно разместить оборудование, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях. Однако часть инвентаря (лестница, дуги, скамейки и пр.) слишком громоздка, использование других пособий (гимнастические палки, мячи) небезопасно без контроля педагога. Подобный инвентарь целесообразно разместить на участке и использовать во время прогулки. Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью:
- кегли (один-два набора);
- игра «Дартс» (с шариками на липучках);
- ракетки с мячиками на липучках;
- напольные и подвесные кольцебросы;
- игра «Городки» (из пластмассы);
- поролоновые и матерчатые мячи;
- две-три скакалки, шнур;
- султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора);
- два-три мешочка весом 200 г; - два-три обруча;
- бубен, музыкальный молоточек;
- оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).
Если в младших группах дети постигали азы движений и исследовали возможности использования каждого предмета, то теперь они стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный. Иными словами, дети начинают осваивать правильную технику движений.
Старший и подготовительный дошкольный возраст Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными. Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.
В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей. Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.
Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.). Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической прогулки – рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.).
Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.
В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др. В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый министадион или физкультурный комплекс. Снаряды при этом располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина, кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная груша-качалка, качели и вертикальные лианы-качели), катание (комнатная горка), равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все перечисленные выше снаряды). Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке.
Для того чтобы мини-стадион пользовался популярностью, занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что детей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием окликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес детей к. выполнению гимнастических упражнений. Организация самостоятельных занятий на таком мини-стадионе возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей безопасным приёмам выполнения упражнении, способам перелезания со снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки воспитателем. Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:
- игра «Городки» (из пластмассы);
- ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);
- кегли (один-два набора);
- малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;
- игра «Дартс» (с шариками на липучках);
- кольцеброс;
- один-два резиновых эспандера;
- два диска «Здоровье»;
- беговая мини-дорожка;
- ролик-трекол - две-три скакалки и резинки;
- султанчики, ленточки, косички;
- бубен; - два-три обруча;
- настольные спортивные игры;
- тренажёры (ножные, ручные);
- массажёры (ножные, ручные).
Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений. Повышение самостоятельной двигательной активности детей рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала