Факультатив по ритмике, акробатике с элементами художественной гимнастики и танцев
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Ирбит «Детский сад комбинированного вида № 26»
«Ритмика, акробатика с элементами художественной гимнастики и танца»
Модуль программы факультатива с воспитанниками 3 – 7
Составитель: инструктор по физической культуре Оксана Петровна Харина.
Ирбит
2017г.
Пояснительная записка
Программа факультативной работы с воспитанниками средней, старшей, подготовительной группы является составной частью образовательной программы МАДОУ № 26 (часть, формируемая участниками образовательного процесса).
Программа факультатива «Ритмика, акробатика с элементами художественной гимнастики и танца» отражает одно из приоритетных направлений образовательной деятельности МАДОУ № 26 – физическая культура дошкольников и способствует решению задач образовательной области «Физическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально - коммуникативное», «Позновательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», , дополняя, углубляя и расширяя содержание работы инструктора по физической культуре по реализации основной части образовательной программы.
Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.
Данная программа составлена на основе программы Шанауриной Зухры Ахметовны – преподавателя ритмики и физической культуры дошкольного отделения музыкальной школы комплекса №15 г. Екатеринбурга «Ритмика, элементы художественной гимнастики и танец» (дополнительное образование детей 3-6 лет). Программа включает в себя акробатические упражнения программы «Старт», авторы программы «Старт» педагоги г. Москвы Людмилы Васильевны Яковлевой, Розы Александровны Юдиной.
Цель программы:
Обеспечить всестороннее развитие личности, формирование социально значимых качеств и свойств личности. Повысить интерес детей к движению, через сочетания (средства) элементы художественной гимнастики, ритмики и танца.
Задачи программы:
1.Привить детям любовь к танцу, сформировать их танцевальные способности (музыкально – двигательные и художественно – творческие), развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движения, ориентировку в пространстве.
2.Воспитывать трудолюбие, волю, упорство, уверенность в себе.
3.Развивать гибкость, выносливость, силу ног, руг, подвижность корпуса.
4.Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.
Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей.
Для детей 1 года обучения (3-4 лет) продолжительность занятий 20 минут, количество занятий в неделю – 1раза, утренние танцевальные разминки по 8 минут (4. часа). Итого - 144 часа в год.
Задача первого года обучения – научить детей определенным практическим навыкам в области танцевального искусства и развить эстетический вкус. Гимнастические, акробатические упражнения проводятся в игровой форме.
.
Для детей (5-7 лет) продолжительность занятий 25-30 минут, количество занятий в неделю -1 раза, утренние танцевальные разминки 10минут (4 часа). Итого - 144 часа в год.
Задача второго, третьего года обучения –
научить детей новым танцевальным движениям, ориентироваться в пространстве и самостоятельно разводить танцевальный рисунок. Дать детям понятие о различии физического воспитания между девочками и мальчиками.
На занятиях используются различные виды деятельности: ритмика и элементы музыкальной грамоты, танцевальная азбука и элементы художественной гимнастики, танцевальные этюды, игры и танцы, партерная гимнастика, акробат акработические упражнения.
Учебно - тематический план.
Месяц |
Наименование разделов |
Всего часов |
Сентябрь |
|
1ч.20 мин.
40 мин.
1ч. 1ч. |
Октябрь |
|
2ч. 1ч. 1ч. 10мин. |
ноябрь |
|
1ч. 1ч. 2ч. |
Декабрь |
|
2ч. 2ч. 10мин. |
Январь |
|
1ч. 1ч. 20 мин. 1ч. 40мин. |
Февраль |
|
2ч. 1ч. 1ч. 10мин. |
Март |
|
1ч. 1ч. 20 мин. 1ч. 40 мин.. 30мин. |
Апрель |
|
1ч. 1ч 1ч. 1ч. 10мин. |
Май |
|
1ч. 1ч 1ч. 1ч 15мин. |
Примерное содержание занятий.
(Возраст 3-4 года)
Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Ознакомление детей с танцевальной азбукой:
- постановка корпуса;
- упражнения для рук, кистей, и пальцев;
- упражнения для плеч;
- упражнения для головы;
- упражнения для корпуса;
Выполнение упражнений танцевальной азбуки и элементы художественной гимнастики.
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки; Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:
- упражнения с атрибутами (мяч, платки, обручи)
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.
Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы
- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;
- сочинение с детьми танцевальных этюдов;
- ознакомление детей с играми;
- применение игр на занятиях.
Тема 4. Итоговое занятие.
- показ проученного материала родителям.
Планируемые результаты освоения детьми данной программы.
знать:
- названия основных танцевальных движений и элементов;
- терминологию партерного экзерсиса;
- правила гигиены тела, тренировочной одежды;
уметь:
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки;
- реагировать на начало музыки и её окончание, а так же ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом;
- двигаться по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами, располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию;
- выполнять элементы партерной гимнастики.
Примерное содержание занятий.
(Возраст 5 – 7 лет).
Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:
- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;
-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;
-упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;
- упражнения с предметами (гимн. лентами). Развитие полученных навыков игры с мячом, обручем, платками.
Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.
Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:
- равномерный бег с захлёстом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг
-шаги на полупальцах и пятках;
-притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики:
-образные движения;
- акробатические упражнения;
- танцевальные этюды на полу.
Выполнение проученных упражнение партерной гимнастики на растягивания и гибкость.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.
Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.
Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
Отгадывание музыкальных загадок.
Тема 4. Итоговое занятие.
- показ родителям проученного материала;
- участие в выступлениях на праздниках, открытых занятиях;
- выступление на сценической площадке с танцевальным номером.
Планируемые результаты освоения детьми данной программы.
знать:
-начало и конец музыкального вступления.
-названия новых акробатических упражнений, танцевальных элементов и движений.
-правила исполнения движений в паре.
уметь:
-откликаться на динамические оттенки в музыке,
-выполнять простейшие ритмические рисунки;
-реагировать на музыкальное вступление;
-красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
-давать характеристику музыкальному произведению;
-хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;
-исполнять движения в парах, в группах;
- держаться правильно на сценической площадке.
Перечень учебно – методического обеспечения.
- Музыкально – спортивный зал.
- Коврики на каждого ребёнка.
- Магнитофон.
- Аудио кассеты, диски.
- Обручи диаметром 50-60 см.
- Резиновые мячи среднего и большого размера.
- Платки газовые и платки небольшого размера.
- Ленты разной длины.
- Скакалки.
- Султанчики.
- Помпоны.
- Элементы костюмов для характерных танцев.
Список литературы.
Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
Ерохина О.В Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.
Собонов Б.М. Художественная гимнастика. Москва 1960г.
Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
Фотерс Т.Т., Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика , Физическая культура М., Просвещение 1989 г
От составителя программы.
Факультатив «Ритмика и акробатика с элементами художественной гимнастики и танца» был организован в целях реализации проекта, разработанного к аттестации, поэтому услуги как дополнительного образования не оплачиваются родителями. Факультатив проводится один раз в неделю согласно сетке занятий, каждое утро ритмическая гимнастика. Кружковой работой в этом году охвачены дети трёх групп, средняя, старшая, подготовительная.
В своём составе дети имеют разный уровень способностей. Однако системные занятия в итоге обеспечивают динамику развития двигательных способностей у каждого ребёнка. Будет ли спортсменами в будущем – этого не загадываю. Для меня более значим тот факт, что сам процесс самореализации ребёнка в движении вызвать у него чувство «мышечной радости».
90% успеха любой деятельности зависит от мотивации и именно вопросам, как заинтересовать ребёнка к действию – я стараюсь уделять особое внимание. Для поддержки интереса изменяю, комплексы ритмической гимнастики, подбираю музыкальное сопровождение, это позволяет развивать у ребёнка чувство ритма, ориентации.
Стимулом для занятий детей служит постоянные выступления: на родительских собраниях перед родителями, на утренниках и праздниках для сверстников, на развлечениях и досугах для малышей.
Кроме всего прочего – на основе отработанных движений ритмической гимнастики создаются танцы. С которыми дети выступают не только в д/с. но и на концертах городского масштаба в ЦДТ.
Что даёт мне работа? Удовлетворение от результатов от детских радостных лиц, когда у них всё получилось.
Сегодня можно утверждать, что моя кружковая работа Ритмика, элементы художественной гимнастики, акробатики и танца – великолепное средство борьбы с гипокинезией и достижения хорошего физического состояния человека. Они с их разнообразными движениями, дают возможность вовлечь в работу многие мышечные группы и суставы. Оказывают благотворное влияние на сердечно – сосудистую, нервную, дыхательную и другие системы организма, позволяет поддержать гибкость позвоночника, хорошую подвижность в суставах и выносливость. В зависимости от направления танцевальной ритмики и формы проведения занятий можно решать самые различные задачи.
- Оздоровительные (достижения хорошего физического состояния, улучшение сна, предотвращение солей в суставах, снижение лишнего веса).
- Эстетические (формирование красивой фигуры, походки, воспитание музыкального вкуса и т.д.)
- Общеразвивающие (совершенствование координации движений, повышение выносливости).
- Реабилитационные (восстановительные физической и умственной работоспособности).
- Психорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка, быстрое переключение на другой вид деятельности).
У большинства детей наблюдается интерес к активному образу жизни, улучшению настроения. После занятий существенно снижается тревожность и неуверенность в себе. Заметно повышается коммуникативная активность, доброжелательность и внимательность к другим. В процессе данной деятельности у детей формируются предпосылки самостоятельности, самоконтроля, желание самовыражаться.
В ходе работы с детьми дошкольного возраста, в условиях ДОУ пришла к выводу, что сочетать (средства) элементы художественной гимнастики, ритмики и танца можно решать многие проблемы, а самое главное повысить интерес детей к движению. Так как только через формулу интерес – удовлетворение – привычка – потребность можно достичь желаемых результатов.