Тропа здоровья
«Тропа здоровья»
на спортивном участке детского сада
Автор проекта: инструктор по физической культуре О.П. Харина ВКК
Приоритетными направлениями в оздоровительной деятельности МАДОУ № 26 "Сказка» г. Ирбита Свердловской области являются укрепление свода стопы детей – фундамента всего организма и тела, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.
Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
В ДОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, бассейн, спортивная площадка.
Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2008–2009 г., в ДОУ была организована "Тропа здоровья", в 2015 – 2016 году она была усовершенствована и модернизирована. Один из современных сдоровьесберегающих методов сохранение и укрепление здоровья – стопотерапия. "Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику по укреплению здоровья детей в игровой форме.
Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движения;
- улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;
- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
- улучшение эмоционально состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни. Организация "Тропы здоровья" осуществляется поэтапно
Первый этап
Создание творческой группы и проведение информационных консультаций по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: руководитель группы инструктор по физической культуре, заведующий, медицинский работник, воспитатель.
На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
-методика оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";
-охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;
-ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" представлена в приложении
-режим функционирования "Тропы здоровья";
Второй этап
Cсогласование обеспечения поддержки со стороны сотрудников и родителей.
Благодаря помощи и поддержке сотрудников и родителей была создана "Тропа здоровья".
Схема "Тропы здоровья"
Условия обозначения трёх дорожек:
1-я дорожка
1. «Сухой дождь или Ветер» Дуга из разноцветных атласных лент. Ленты опускаются вниз, словно струи воды или летящий ветер. Их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом, и телом. Выполняя лёгкий массаж.
2. «Барьерная дорожка» Горизонтальная лестница для перешагивания, бег с высоким подниманием колена, перепрыгивания высотой 25 – 30 см.
3. «Кенгуру» Прыжок в длину с места. С боку вертикальная разметка, ребёнок сам обозначает длину прыжка. Цифры синим цветом – хорошо, красным – отлично.
4. «Прыгун» Прыжки двумя ногами через барьеры «Бутылки» высота 25 см.
2-я дорожка
Дорожка из бросового и натурального материала для ходьбы босиком. 1-я часть в песке:
- ходьба по перевёрнутым донышкам пластиковых бутылок; брусковые спилы.
2-я часть зацементированная
- Каменистая дорожка; пластмассовые бутылки, наполненные песком в вертикальном положении;
грецкий орех; деревянные гимнастические палочки; перевёрнутые стаканчики из-под мороженного.
3-я часть для ковриков - пробковый коврик; «Травка», резиновые коврики…
4-я часть из настила
- лежащая лестница для ходьбы по рейкам; мостик из берёзовых брусков; мостик из пластмассовых пробок; кладки брусковые кирпичики.
5-я часть из 3-х ячеек
- наполненная шишками, сосновой корой;
-берёзовыми палками;
- берёзовой стружкой.
3-я дорожка
1. «Узенький мостик» Узенькие дощечки закреплены к брускам, составляются для ходьбы для равновесия и перешагивания.
2. «Гимнастическое бревно» Бревно со ступеньками из брусков высотой 50 см. Для равновесия и мягкое спрыгивание.
. «Туннель» Дуги из обручей для подлезания. Сверху натягивается чехол.
Режим функционирования "Тропы здоровья" в летний период
Мероприятия
8.00–8.30 Утренняя гимнастика Дыхательная гимнастика Корригирующая гимнастика Точечный массаж
9.00–12.10 Физическое воспитание (занятия на «Тропе здоровья», физкультурные занятия, игры разной подвижности, хождение босиком, солнечные ванны, развлечения, досуг) Индивидуальная работа с детьми Игры малой подвижности Физические упражнения
15.15–15.30 Гимнастика после сна Дыхательная гимнастика
16.00–19.00 Самостоятельная деятельность Индивидуальная работа с детьми Развлечения, досуг Праздники (по плану) Встречи с родителями
ответственные:
инструктор по физической культуре, медицинский работник, воспитатели.
ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья"
1. Общие требования безопасности 1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.
1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.
1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.
1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.
1.2. Требования безопасности к оснащению территории:
1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.
1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.
2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"
2.1. Заведующий хозяйством, инструктор по физической культуре и воспитатели обязаны:
2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.
2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления оборудования.
2.1.3. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке. 3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"
3.1. Педагог образовательного учреждения обязан:
3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материала.
3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, перешагивания, спрыгивания с возвышенности, перепрыгивания оборудования, подлезании в туннель, метания предметов.
3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.
3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.
3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком. 3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.
4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника. 5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"
5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.
5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.
Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой песчаную поверхность, наполненную различными материалами и оборудованием:
лестницы, поверхность с деревянными рейками, деревянный мостик, спилы деревьев, песок, бревно, травяной покров, песчаную поверхность, поверхность с галькой, искусственную траву, берёзовый опил, коврики массажные, берёзовые бруски, срезы пластиковых бутылок, шишки, сосновая кора, гладкие камни, ленты, туннель.
Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:
-снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
-положительной динамики ростовесовых показателей;
-формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно
-двигательного аппарата;
-желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
-улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.
Вечером, когда затихает весёлый гомон детворы, родители, дедушки и бабушки вместе с детьми могут зайти на спортивную площадку и пройтись босиком по «тропе здоровья»!
На здоровье!!!