Уроки психотренинга для родителей «Учим детей запоминать легко и надолго»
4 декабря 2017
Учитель-логопед Поникаровских Наталия Николаевна
Память лежит в основе способностей ребенка, является условием качественного обучения, приобретения знаний и умений. Считается, что, обучаясь в школе, ребенок усваивает до 70% информации за счет хорошо сформированной слуховой памяти. Но все ли мы можем сказать, что у наших детей замечательная память? Следует помнить, что память_ это процесс, который можно тренировать. И я предлагаю вам ряд упражнений, которые помогут вам и вашим детям запоминать легко и надолго. Играйте вместе и получайте взаимную пользу.
«Я положил в мешок…»
В эту игру можно играть с детьми дома или во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно задать ребенку какую-то тему, и тогда он будет тренировать не только слуховую память, но и мышление (например, собираем только игрушки или овощи и т.д.). И так, давайте попробуем сами поиграть, и общая тема будет «Конфеты»…
«Я фотоаппарат»
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.
«Запомни слова»
Это упражнение способствует осмысленному запоминанию на слух.
Ребенку зачитывают пары слов, которые он должен постараться запомнить.
Трелка - суп
Почта - письмо
Зима - снег
Булка - мука
Карандаш - бумага
Машина - дорога
Буквы - книга
Сапог - нога
Рыба - вода
Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Давайте попробуем вспомнить, какие парные слова я назвала.
«Пиктограмма»
Для этого упражнения вам понадобится чистый лист бумаги, карандаш и список словосочетаний для запоминания. Инструкция для ребенка: «Я сейчас прочитаю слова, которые надо хорошо запомнить и повторить. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь нарисовать
что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились». Можно заранее расчертить лист бумаги на клеточки, тогда ребенку будет легче ориентироваться. После того как ребенок выполнит задание, попросите его вспомнить слова, которые вы ему называли. Повторно попросите ребенка вспомнить слова через 20-30 минут.
Так вы будете тренировать его долговременную память.
И так, возьмите лист бумаги и карандаш. Слушайте внимательно.
1.Лето.
2.Зоопарк.
3.Кукольный театр.
4.Путешествие.
5.Соревнование.
6.Пасмурный день.
7.Музей.
8.Грусть.
9.Концерт.
10.Отличное настроение.
Какие слова и словосочетания вам удалось запомнить?
«Пары картинок»
Подберите 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисованы санки, кладется рядом с изображением снежинки, а изображение корзины - рядом с изображением гриба. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.
Предложите ребенку внимательно посмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через одну – две минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд.
Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на одном – двух примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания.
«Повтори за мной»
Данное упражнение способствует развитию моторно- слуховой памяти. Взрослый простукивает карандашом по столу или прохлопывает в ладоши определенный ритм. Ритм должен быть коротким и четким. Затем просит ребенка повторить этот ритм.
Свежие публикации данной категории
14 декабря 2022 Значение развития словаря.
19 ноября 2022 Что же важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?
16 ноября 2022 «Воспитываем у детей навыки правильного звукопроизношения»
9 июля 2020 СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1 июля 2020 Говорите с детьми: 7 советов логопеда родителям
20 июня 2020 Игры для развития фонематического слуха
4 июня 2020 Игры и упражнения, способствующие развитию речи
28 мая 2020 Памятка для родителей «Методика работы с предложением»
18 мая 2020 Памятка для родителей «Преодоление трудностей в произношении слов»
23 апреля 2020 Памятка для родителей «Алгоритм обучения письму»