КАК ПОДДЕРЖАТЬ СЕБЯ, КОГДА ОДОЛЕЛИ ПРОБЛЕМЫ
14 июля 2021
Бывают дни, когда много навалившихся проблем, когда чувствуешь себя совершенно разбитым. Ну вот ничего не получается так, как надо, хоть тресни! За что ни возьмись – всё плохо…
А бывает так, что не просто один «неудачный день», а несколько, а то и вообще какая-то сплошная «чёрная полоса» идёт. Руки опускаются… И совершенно ничего не хочется делать, хотя «голова» прямо кричит тебе: «Вставай! Делай что-нибудь! Никто за тебя твои проблемы решать не будет! Под лежачий камень вода не течёт!».
Всё верно. Только ничего не меняет. Пинками поднимаешь себя, гонишь делать дела… А потом обнаруживаешь, что, как обычно, сидишь в инете и просаживаешь впустую утекающее сквозь пальцы время.
А если… если ничего не меняется… может быть… может быть просто неправильный путь выбран? Слушаешь «голову» - согласен с ней – заставляешь себя и… ничего. Один «пшик». И как? Что теперь совсем «с головой не дружить»? Ну почему совсем?.. Вообще-то у тебя есть не только разум, но и тело. А тело человека уже давным-давно признано далеко не «инструментом», не «мешком с костями». Оно живёт своей, особенной жизнью, вмещает в себя столько информации, сколько «голове» и не снилось. Может, стоит пойти от него, когда «голова» не помогает?
Ок. Пойдём от тела.
Что надо делать?
Шаг №1
Для начала – сосредоточиться на своём теле. Почувствовать его в деталях и в целом.
Часто ли ты замечаешь своё тело в водовороте ежедневной суеты?
Замечаешь ли, что с ним происходит?
Если честно?..
Когда всё плохо, попробуй уделить время именно ему – своему телу. Что это значит? Возьми 15-20 минут времени, когда ты сможешь побыть наедине с собой в удобной обстановке, чтобы можно было расслабиться, и никто бы не мешал. Прими удобную позу. Попробуй почувствовать по отдельности каждую часть своего тела (начиная со стоп и заканчивая макушкой головы). Не спеши, тело не любит спешки, времени на всё хватит. Попробуй подумать с интересом о том, как ты чувствуешь вот этот мизинчик на правой ноге, или кисть левой руки, или свой живот и то, что внутри него, или свою грудь, шею, лицо… Контакт со своим телом сам по себе уже даёт отдых, расслабляет, снимает остроту напряжения. Проблемы остаются, но контакт с телом влияет на изменение их восприятия. Всё решается лучше, когда чувствуешь себя чуть спокойнее.
Шаг №2
Когда контакт со своим телом установлен, можно вместе с ним подумать о том, какие проблемы накопились, что именно гнетёт. Важно помнить, что вы теперь с телом – партнёры. Не нужно снова полностью возвращаться к мыслям о том, что и как… Достаточно в общем обозначать для себя каждую из проблем (называть её) и прислушиваться к своему телу (в районе туловища, области таза, живота и груди) – как отзывается, как чувствуется в теле. Не нужно углубляться в каждую проблему. Просто чувствовать, как ощущается в теле. И так по всему «списку».
Если «список» проблем окончился, можно ещё чуть послушать – не завалялась ли ещё какая трудность, неудобство. Проблемы могут быть большие и маленькие, давние и сиюминутные. Все важны. Обычно, когда идёт работа по чувствованию телом всех своих проблем, это приносит дополнительное облегчение. Тело отделяется от проблем. Проблемы сами по себе, а тело само по себе. Важно это ощущение «зазора» (или «просвета») между телом и проблемами. Оно приносит облегчение.
Шаг №3
Проблемы перечислены и прочувствованы телом.
Что дальше?
А дальше можно представить себя ребёнком. Да-да, именно ребёнком. Которому приходиться иметь дело со всеми этими проблемами. Как он, ребёнок, чувствует себя в такой ситуации? Ему тревожно, страшно? Он напуган, растерян, беспомощен? Что он переживает? Есть ли кто-то рядом с ним из взрослых (внутри себя)? Если есть, кто эти взрослые, как относятся к ребёнку в его ситуации? Очевидно, что ребёнку нужен взрослый, который сможет услышать его переживания, искренне посочувствовать ему, сказать: «Не бойся, я буду рядом, что бы с тобой не происходило. Ты мне нужен такой, какой ты есть, не смотря на то, получиться ли у тебя или нет. Мне дорог прежде всего ты сам». А ребёнок? Если он услышит такие слова, что он почувствует? Что скажет в ответ?.. Каков может быть диалог этих двух – ребёнка и заботливого взрослого?.. Речь, конечно же, о внутреннем диалоге так называемых «частей» себя.
Трудность в том, чтобы услышать в себе того самого, очень нужного «заботливого взрослого», который хочет понять и помочь, а не осудить. К сожалению, чаще всего слышишь в себе «строгого взрослого» (того самого Критика). Навыку хорошо слышать Критика нас обучают с самого раннего детства, чаще критикуя и редко вникая, понимая и искренне сочувствуя нам.
Шаг №4
Если диалог «внутреннего ребёнка» и «заботливого взрослого» состоялся - крепко обнять себя. Да, крепко обнять! Прямо обеими руками! Как если бы они обнялись внутри. Тепло отношений внутренних частей очень чувствуется внутри, остаётся только закрепить внешним жестом. Есть поддержка самому себе! Ты не одинок, можно снова приступать к проблемам, какими бы они не были.
Я уверен, что главную поддержку в преодолении навалившихся проблем может оказать внутреннее тёплое, любящее отношение к самому себе. Любить себя – трудно. Любить себя значит иначе относиться к себе. С пониманием, сочувствием и нежностью. Не всегда получается, может не быть навыка любить себя… Его возможно приобрести, занимаясь с психологом.
Автор : Бакай Игорь Юрьевич
Свежие публикации данной категории
17 ноября Лайфхаки для мам «Учимся читать!»
16 ноября Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми группы риска
15 ноября Детское воровство
14 ноября Внутреннее благополучие ребенка складывается ...
23 октября Причины наших эмоций
22 октября «ТОЛЬКО ПОПРОБУЙ!..»
21 октября Что же делать дальше?
20 октября Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
13 сентября Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях
12 сентября Золотая середина между попустительским и авторитарным стилями