КАК УЧИТЬ СТИХИ НАИЗУСТЬ: МЕТОДИКА ЗАПОМИНАНИЯ В 5 ШАГОВ
6 октября 2022
В детском саду малышам дают небольшие четверостишия для выступления на утренниках. В школе детям задают выучить объемное стихотворение и выразительно рассказать его перед всем классом. Часто и педагоги и родители сталкиваются с механическим зазубриванием текста, от этого страдает не только оценка ребенка, но и его развитие. Ведь запоминание и чтение стихов тренирует память, расширяет кругозор, развивает эмпатию, речь и актерское мастерство. Рассмотрим, как учить стихи с детьми.
Шаг 1. Взрослый читает ребенку стих: медленно и с выражением. После обсуждает с ребенком, как он понял стихотворение, о чем оно, если что-то не понятно — объясняет.
Шаг 2. Проговорите и объясните все слова, которые не понятны или вызывают затруднения. В стихотворениях часто встречаются устаревшие слова и афоризмы. Городские дети в 2020 году не сталкивались со словами “сени”, “чарка” и т.д. Понадобится пояснение, ведь из-за 1 непонятного слова ребенок может потерять смысл всего произведения.
Шаг 3. Визуализируем стихотворение. Для этого разбиваем произведение на блоки и к каждому блоку предлагаем ребенку нарисовать картинку. А затем ребенок рассказывает стихотворение с опорой на эти картинки. Есть и другой путь: ребенок закрывает глаза и представляет, о чем идет речь в стихотворении, а затем пересказывает его своими словами.
Шаг 4. Учите стихотворение кусочками, блоками, четверостишиями. Переходите от одного к другому и соединяйте воедино. Среднестатистический школьник легко запоминает 2 строки, поэтому делите стих по строкам: учите 1-2, потом 3-4, соединяйте их воедино и приступайте к следующим.
Шаг 5. Повторение. Любой выученный материал, в том числе и стих, нужно повторить несколько раз:
• первый раз через 20 минут после заучивания,
• потом примерно через 6 часов (если учили днем, то повторить нужно перед сном),
• третье повторение обязательно через 12-24 часа, т.е. утром или днем на следующий день,
• запомнить надолго помогает повторение материала через 7-10 дней после начала изучения.
К этому методу добавим 5 ЖИЗНЕННЫХ СПОСОБОВ, которые упростят жизнь ученикам и помогут выучить стихотворение:
Диктофон: метод подходящий для детей аудиалов, т.е. детям, которые хорошо воспринимают информацию на слух. Прочитайте с выражением стихотворение и запишите его на диктофон, чтобы у ребенка всегда была возможность услышать стихотворение. Из плюсов: ребенок впитает выразительность произведения, а значит шансы протараторить его без эмоций у доски уменьшаются.
Переписать стих своей рукой, и только потом приступать к его изучению, именно по листочку, а не из учебника. Метод подходит как визуалам, так и кинестетикам.
Театр: ребенок читает стих, а родитель показывает действие, что происходит в строках. Затем к этому можно подключить и ребенка. Плюсы: помимо зрительной памяти, вы поработаете над фантазией и раскрепощённостью ребенка, а значит выступить перед всем классом станет не так сложно.
Разрезанные строчки: пишем или распечатываем стих, разрезаем по строкам, и предлагаем ребенку собрать его в правильном порядке. Этот нестандартный способ запоминания нравится непоседливым детям, из-за присутствия элемента игры и азарта.
Книжку на ночь под подушку. Это не метод запоминания стихотворения, а метод внушения ребенку. Он будет чувствовать себя более уверенным. Главное, накануне выучить стих!
3 ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТА, КАК ВЫУЧИТЬ СТИХ:
Совет 1. Бывают моменты, когда стих не идет ни под каким соусом. Это не значит, что вы что-то делаете не правильно или ребенок не способен на это. Многое зависит от настроения, самочувствия и временных факторов. Отсюда совет: если не получается выучить стихотворение, оставьте это на время. Не получается выучить вечером, попробуйте утром, на свежую голову.
Совет 2. Прочитать стих 5 раз с разными эмоциями: грустно, задорно, пафосно, злым голосом, тихо или громко. После этого настроение поднимется, а мозг хорошо запоминает информацию не в стрессовом состоянии.
Совет 3. Дети склонны быстро запоминать строчки песен, поэтому неподатливое стихотворение можно пропеть 2-3 раза.
Заучивание стихотворений наизусть — отличный метод развития памяти. Связь работает и в обратную сторону: легкость запоминания ребенком стихотворения зависит от памяти, мышления и воображения.
Свежие публикации данной категории
22 апреля Картотека игр и упражнений для проведения рефлексии в конце занятия
19 апреля Про самооценку детей дошкольного возраста
12 апреля Развитие произвольности у детей дошкольного возраста
9 апреля Как помочь ребёнку преодолеть стресс?
24 марта Игра "4 лишний"
20 марта Ребенок начинает говорить
16 марта "Найди одинаковые...".
12 марта ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ПУТАНИЦА ИЗ СКАЗОК"
26 февраля Игры для детей от года до трех лет
19 февраля Игры с песком для детей 4-7 лет