Как избежать ловушки наказания
1 февраля 2023
Родители по-разному реагируют на нежелательное поведение детей. Одна из таких реакций – наказание. Часто наказания кажутся единственно верным решением, это не так. Ругань, крики, оскорбления, удары могут решить проблему в краткосрочной перспективе, но не смогут предотвратить повторение проблемного поведения. Более того, наказания, не меняя существенно поведение детей, меняют поведение родителей, заставляя усиливать интенсивность. Это и есть «ловушка наказаний», попадая в которую родители невольно разрушают отношения, причиняют боль себе и ребенку, учат его решать свои проблемы при помощи силы, криков, ругани — дети же учатся в первую очередь у взрослых.
Чаще всего родители — наиболее мотивированные участники особенных, проблемных отношений, чаще всего именно они готовы и хотят меняться, они приходят к психологу или психиатру с вопросами: «Как мне быть с моим ребенком?», «Как мне сделать так, чтобы он слушался?», «Как сделать так, чтобы реже приходилось наказывать?».
Причины плохого поведения
1. Недостаточно ясно установленные домашние правила.
Правила — это не бесконечный список из «нельзя» или «нет». Правила предполагают поведение, которое будут поддерживать и поощрять родители.
2. Недостаточное наблюдение за ребенком, отсутствие контроля.
Ребенок начинает хуже себя вести, если им не интересуются. Ему проще пережить наказание, чем игнорирование со стороны взрослых. Интерес к делам ребенка не равен постоянному контролю. С некоторой регулярностью спрашивайте, чем он занят или что будет делать.
3. Отсутствие последовательной реакции на поведение.
Слово «последствия» часто ассоциируется с наказанием. В этом и кроется ошибка. Наказание это самая непоследовательная реакция родителей. Невозможно наказывать ребенка за любое нежелательное поведение. Получается, что на одинаковые поступки ребенка родители могут реагировать по-разному. Или не замечать или наказывать.
4. Неспособность договариваться, вместе решать проблемы, обсуждать, находить компромиссы.
Иногда детское упрямство («Не хочу!», «Не буду!») встречается с неадаптивностью родителей («Я сказал, значит будешь делать!»). В результате, возникает конфликт, который решается наказанием ребенка.
Способность увидеть интересы ребенка, понять его мотивы, заинтересовать его чем-то — это способность поставить себя на место другого человека, в данном случае собственного сына или дочери. Нам хочется, чтобы ребенок спокойно ждал своей очереди в поликлинике, в магазине, не капризничал в общественном транспорте. И вместо того, чтобы накричать, отобрать игрушку, шлепнуть, может быть стоит задуматься, что вызвало такое поведение. Ребенку скучно, жарко, тяжело и т.д.
Алгоритм как поступать родителям в случае непослушания, капризов ребенка.
1. Определить то проблемное поведение, которое надо изменить (например, сын дерется с младшей сестрой из-за того, чья очередь играть в компьютерную игру).
2. Определить для проблемного поведения положительное противоположное (сын через определенное время уступает сестре очередь, или они играют вместе). Озвучить его для ребенка. Если у него не получается, потренировать — показать точно, что от него хотят увидеть.
3. Сконцентрировать внимание на положительном противоположном! Хвалить, использовать материальные поощрения, наклейки, жетоны, очки и проч.
При поощрении ребенка важно быть искренне воодушевленным; точно указывать, что именно понравилось («Так здорово! Ты уже целых пять минут спокойно играешь с сестрой! Это так по-взрослому! Дай пять!»).
4. Хвалить и поощрять вначале как можно чаще — каждый раз, когда ребенок демонстрирует желаемое поведение, постепенно увеличивая временной интервал между похвалами.
По материалам журнала "Педагог-психолог"
ВАЖНО помнить, что нежелательное поведение формировалось какое-то время. Оно потребуется и для того, чтобы увидеть результат от использования алгоритма.
Все получится!
Свежие публикации данной категории
17 ноября Лайфхаки для мам «Учимся читать!»
16 ноября Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми группы риска
15 ноября Детское воровство
14 ноября Внутреннее благополучие ребенка складывается ...
23 октября Причины наших эмоций
22 октября «ТОЛЬКО ПОПРОБУЙ!..»
21 октября Что же делать дальше?
20 октября Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
13 сентября Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях
12 сентября Золотая середина между попустительским и авторитарным стилями