Двенадцать против одного, или что нам мешает слушать ребенка
26 мая 2024
Вот и завершающие наш список автоматические ответы родителей, которые мешают активному слушанию своих детей:
10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».
Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные.
Дословный короткий разговор, где мать допускает именно такую ошибку:
ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!
МАМА: Четыре по математике. Почему же ты злишься?
ДОЧЬ: Да, злюсь, а почему, не знаю. А ты спрашиваешь: «Почему да почему?» (Уходит от разговора, замыкается.)
Более удачный вариант был такой (реальный диалог):
ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила.
МАМА: Четыре по математике. Но я чувствую, что ты злишься.
ДОЧЬ: Да, я злюсь, а почему, не знаю.
МАМА: Тебе плохо.
ДОЧЬ: Да, плохо… Я не хочу, чтобы ты уходила.
МАМА: Ты хочешь, чтобы я осталась дома.
ДОЧЬ: Да (просительно). Мам, пожалуйста, не ходи сегодня на занятия!
Удивительно, как одно, совсем, казалось бы, незначительное изменение в ответе взрослого (вместо: «Почему же ты злишься?» – «Я чувствую, что ты злишься») может повернуть разговор иначе. Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам почти незаметной. А для переживающего ребенка эта разница велика, вопрос звучит как холодное любопытство; утвердительная фраза – как понимание и участие.
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.
ДОЧЬ (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору, а Сережка Петров поставил мне подножку и я упала.
МАТЬ: Ну ничего, пустяки, ты же не разбилась.
ДОЧЬ: Да, пустяки, а все мальчишки смеялись.
МАТЬ: Да брось, не обращай внимания!
ДОЧЬ: Тебе легко говорить, а мне обидно!
12. Отшучивание, уход от разговора.
СЫН: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.
ПАПА: Как много между нами общего!
Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!»
Наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками – это не «естественные», а выученные фразы. Но они подобны неэффективной езде на машине старой конструкции. Психологи всего мира потратили много усилий, чтобы усовершенствовать эту конструкцию и помочь родителям научиться «ездить» на «лучшей машине».
В основе новых навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».
Свежие публикации данной категории
12 декабря 2024 «Не хочет ходить в сад»
11 декабря 2024 Универсальные рекомендации родителям о воспитании в ребенке дисциплины
10 декабря 2024 «Казнить нельзя помиловать» - наказания и поощрения
9 декабря 2024 Как определить ведущую руку у ребенка?
17 ноября 2024 Лайфхаки для мам «Учимся читать!»
16 ноября 2024 Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми группы риска
15 ноября 2024 Детское воровство
14 ноября 2024 Внутреннее благополучие ребенка складывается ...
23 октября 2024 Причины наших эмоций
22 октября 2024 «ТОЛЬКО ПОПРОБУЙ!..»