Как уберечь естественную активность ребенка? Как не заглушить ее?
13 февраля 2024
Оказывается, родителей подстерегает здесь двойная опасность.
Опасность первая – слишком рано переложить свою часть на ребенка. В нашем примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение может привести к тому, что у ребенка пропадет желание садиться на велосипед.
Вторая опасность – наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле. И снова наш пример хорошо помогает увидеть эту ошибку. Представьте себе: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий, неделю… Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого – непременно!
Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7-8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти «лень», «несознательность», «эгоизм» мы, родители, не замечая того, порой сотворяем сами.
Разберем на примере "зону ближайшего развития" в домашних делах
1. Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию: если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).
2. Выберите пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.
3. Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.
Могут возникнуть вопросы у родителей
ВОПРОС: Не избалую ли я ребенка этими постоянными занятиями вместе? Привыкнет все перекладывать на меня.
ОТВЕТ: Ваше беспокойство справедливо, в то же время от вас зависит, как много и как долго вы будете брать на себя его дела.
ВОПРОС: Что делать, если мне некогда заниматься с ребенком?
ОТВЕТ: Насколько я понимаю, у вас есть «более важные» дела. Стоит осознать, что порядок важности вы выбираете сами. В этом выборе вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил.
ВОПРОС: А если ребенок и сам не делает, и мою помощь не принимает?
ОТВЕТ: Похоже, что вы встретились с эмоциональными проблемами в ваших взаимоотношениях.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
Свежие публикации данной категории
22 января Пять причин почему родителям нужно смотреть мультфильмы вместе с детьми
20 января Возраст почемучек
17 января Эффективные методы для позитивного мышления
15 января Первое знакомство ребенка с деньгами.
12 декабря 2024 «Не хочет ходить в сад»
11 декабря 2024 Универсальные рекомендации родителям о воспитании в ребенке дисциплины
10 декабря 2024 «Казнить нельзя помиловать» - наказания и поощрения
9 декабря 2024 Как определить ведущую руку у ребенка?
17 ноября 2024 Лайфхаки для мам «Учимся читать!»
16 ноября 2024 Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми группы риска