Про самооценку детей дошкольного возраста
19 апреля
Самооценка — это субъективное отношение ребёнка к себе, его уверенность в своих способностях, ценности и достоинства. Она является основой для формирования личности и определяет будущие успехи в школе и жизни в целом.
Самооценка дошкольников имеет два основных компонента:
Интеллектуальный — это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.
Эмоциональный — это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребёнку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников. В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент.
Особенности самооценки дошкольников:
- Неустойчивость и ситуативность. Самооценка дошкольника может возникать, удерживаться или исчезать.
- Недифференцированный характер. В оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный».
- Склонность к завышению представлений о своих возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает ребёнок, приводит к формированию чёткой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение к успеху отдельного действия.
- Влияние общения со сверстниками. В общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие относительной самооценки.
Факторы, влияющие на формирование самооценки дошкольников:
- Восприятие окружающих людей. Дети активно наблюдают за своими родителями, педагогами и другими значимыми для них взрослыми. Отношение этих людей к ребёнку, их похвалы или критика напрямую влияют на то, как ребёнок оценивает себя.
- Успех или неудача в выполнении задач. Когда дети достигают успехов и успешно справляются со свершениями, это положительно отражается на их самооценке. Напротив, постоянные неудачи и трудности могут вызывать чувство неполноценности и снижение самооценки.
- Культурный контекст. Нормы и ценности, которые преобладают в определённой культуре, могут повлиять на то, как ребёнок ощущает себя и оценивает свои достижения.
Для формирования адекватной самооценки дошкольников родителям рекомендуется не изолировать ребёнка от домашних дел, не решать за него все проблемы, но и не перегружать его тем, что ему не посильно. Также важно поощрять ребёнка, когда он этого заслуживает, и не сравнивать его с другими детьми.
Свежие публикации данной категории
22 апреля Картотека игр и упражнений для проведения рефлексии в конце занятия
19 апреля Про самооценку детей дошкольного возраста
12 апреля Развитие произвольности у детей дошкольного возраста
9 апреля Как помочь ребёнку преодолеть стресс?
24 марта Игра "4 лишний"
20 марта Ребенок начинает говорить
16 марта "Найди одинаковые...".
12 марта ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ПУТАНИЦА ИЗ СКАЗОК"
26 февраля Игры для детей от года до трех лет
19 февраля Игры с песком для детей 4-7 лет