Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка
16 июля
О чем здесь идет речь?
Раньше мы говорили о том, как важно передавать детям заботу об их повседневных делах. Теперь речь идет о переживаниях ребенка и о наших чрезмерных волнениях по поводу детей.
Не приходилось ли вам слышать такие слова от детей (чаще от подростков и старше) в адрес родителей: "Перестань плакать (нервничать, паниковать), этим ты мне только мешаешь!"?
За такими словами стоит потребность детей отделяться от родителей и в эмоциональном смысле: учиться быть самостоятельными перед лицом напряженных, а то и опасных ситуаций.
Конечно, они при этом могут нуждаться в нашем участии, но участии деликатном, ненавязчивом. А что делать с нашими собственными переживаниями? Ведь рано или поздно приходится идти на риск: впервые отпустить сына одного через улицу, разрешить взрослеющей дочери встретить Новый год в компании сверстников. Наше беспокойство оправдано, и мы, конечно, должны принять все зависящие от нас меры предосторожности. Но как при этом разговаривать с ребенком? Уверена, что «Я-сообщение» здесь незаменимо.
Расскажу один случай. Пятнадцатилетний подросток собирается в горный поход с друзьями.
Родители очень тревожатся: поход предстоит серьезный, со снежными перевалами, переходами через горные реки. И мальчик не будет у них на глазах! Мама, хотя и знакомая с правильными методами общения, не удержалась: «Очень тебя прошу, будь осторожен! („Ты-сообщение“)». Тот взволнованно отреагировал: «Ну, мам, как ты не понимаешь! Ты делаешь мне этими словами только хуже. Да я сам все знаю. Не хочу тебя слушать!». «Прости, я сказала плохо, — спохватилась мама, — просто знай, что я буду очень беспокоиться („Я-сообщение“)». Потом сын рассказал, что в горах он оказался перед выбором: переходить через ледяную трещину по ненадежному снежному мостику или пойти в обход. «Я вспомнил, как ты сказала, что будешь очень беспокоиться, и выбрал второе». Когда ребенок стоит перед реальным испытанием ему легче сделать выбор, если он знает о нашей любви, о нашем беспокойстве. «Я-сообщение» не даст ему повода сделать «назло», по-своему, совершить поспешный, необдуманный поступок.
ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ.
ВОПРОС: Дочь обидели в школе. Она пришла вся в слезах, и я очень переживаю. Как быть?
ОТВЕТ: Важно понять, чье переживание в данный момент сильнее. Конечно, любая неудача или беда ребенка вызывает у нас ответное чувство. Если оно очень сильно, можно использовать «Я-сообщение», причем доверить его себе самому, чтобы не усугублять проблем девочки, другому взрослому, наконец бумаге. А затем, так как главная проблема; у обиженной дочки, ее стоит активно послушать. В этом и выразится ваше сочувствие ей.
ВОПРОС: Как посылать «Я-сообщение», если я очень сердита или разгневана на ребенка?
ОТВЕТ: Психологи считают, что гнев чаще всего — вторичное чувство. Он возникает на почве какого-то другого, первичного переживания. Поэтому, если вам захотелось бросить ребенку гневную фразу, подождите и постарайтесь дать себе отчет в исходном чувстве.
Например, ребенок вам сильно нагрубил. Первой вашей реакцией может быть обида. ..
Вы услышали о нем на родительском собрании много нелестных слов и испытали горечь , разочарование, может быть, даже стыд.
Ребенок возвращается с опозданием на три часа, заставив вас ужасно переволноваться.
Первое чувство — радость и облегчение! Лучше всего выразить именно эти первые чувства:
— Мне больно и обидно.
— Я очень огорчен тем, что услышал.
— Слава богу! Ты цел! Я так волновалась!
Вы скоро обнаружите, что в таких случаях для «грома и молний» места уже не остается.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер: «Общаться с ребенком. Как?»
Свежие публикации данной категории
17 ноября Лайфхаки для мам «Учимся читать!»
16 ноября Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми группы риска
15 ноября Детское воровство
14 ноября Внутреннее благополучие ребенка складывается ...
23 октября Причины наших эмоций
22 октября «ТОЛЬКО ПОПРОБУЙ!..»
21 октября Что же делать дальше?
20 октября Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
13 сентября Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях
12 сентября Золотая середина между попустительским и авторитарным стилями