Возраст почемучек
20 января
Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или мальчик. Становится думающим и творческим ребёнком.
Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают собственные стихи, подбирая слова, лишённые всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию фонематического восприятия, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
Именно средний возраст — возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные и на которые не знаете ответа. Обязательно договоритесь с ребёнком, что ответите на этот вопрос дома, вечером или завтра. Объясните, что вам надо сначала почитать справочник или энциклопедию. Причём нельзя ни в коем случае забывать ответить, даже если ребёнок забыл. Скажите:
«Помнишь, ты задавал мне такой-то вопрос, я на него хочу тебе ответить».
На вопросы, касающиеся пола, лучше отвечать так, как оно есть, нежели придумывать различные сказки. Они вызывают ещё больше «почему?», и вы сами можете запутаться. Но если чадо не задаёт таких вопросов, то лучше их и не касаться. Есть детки, например, которые не созрели до этого и в 1-м классе. Даже в 7 лет они уверены, что девочки и мальчики отличаются только бантиками в волосах.
Словарный запас
Что касается словарного запаса, то он увеличивается на тысячу слов и достигает к 5 годам 3000 слов. И это ещё один огромный скачок в развитии.
В 4—5 лет детки уже могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф — это всё мебель, а платье, брюки, пальто — одежда, у стола есть ножки и столешница.
Сейчас они залезают внутрь всех игрушек и начинают рассматривать, из чего они состоят. В этом возрасте появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный — и настроение людей: весёлый, грустный, печальный. Начинают употреблять глаголы в повелительном наклонении (беги, дай, принеси). Причём это их любимая игра. Однако нельзя забывать и о нравственной основе разговора. Необходимо объяснить, что говорить надо вежливо, не забывать о слове
«пожалуйста», иначе человек может обидеться и уйти.
В 4—5 лет закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое «наоборот» (твёрдый—мягкий, светлый—тёмный).
Появляются наиболее употребительные наречия: слева, справа, около, рядом. Все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под.
Для закрепления, где лево, а где право, поиграйте в игру «Солдатики». В неё и девочки, и мальчики играют с большим удовольствием. Скажите ребёнку, что он солдат. Скомандуйте «нале-во» или «напра-во» — и малыш должен повернуться, как солдат, туда, куда вы ему приказали.
Пересказываем тексты
В 4—5 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, впределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе. Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.
Разглядываем картинки
В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ.
Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь ребёнку в этом, рекомендую задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д.
Тренируем ручки
Если ребёнку уже исполнилось 5 лет, то все звуки он должен произносить правильно. Но, к сожалению, таких детей всего лишь около 10 %. Если в этом возрасте есть проблемы со звукопроизношением, то нужно срочно обратиться к логопеду и обязательно заниматься с малышом дома.
В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно — больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов.
Не поленитесь посещать развивающие занятия хотя бы 2-3 раза в неделю (важна регулярность), чтобы убедиться, что развитие ребёнка идёт по возрасту и вы ничего важного не пропустили, прислушивайтесь к специалистам.
Свежие публикации данной категории
22 января Пять причин почему родителям нужно смотреть мультфильмы вместе с детьми
20 января Возраст почемучек
17 января Эффективные методы для позитивного мышления
15 января Первое знакомство ребенка с деньгами.
12 декабря 2024 «Не хочет ходить в сад»
11 декабря 2024 Универсальные рекомендации родителям о воспитании в ребенке дисциплины
10 декабря 2024 «Казнить нельзя помиловать» - наказания и поощрения
9 декабря 2024 Как определить ведущую руку у ребенка?
17 ноября 2024 Лайфхаки для мам «Учимся читать!»
16 ноября 2024 Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми группы риска