Физическая культура и спортивно – оздоровительная деятельность.
О.П. Харина инструктор по физической культуре ВКК.
Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физическое совершенствование. Физической культуре и спорту в настоящее время уделяется всё больше внимания. В связи с этим всё большее значение приобретают научные знания, методические приёмы, новые технологии в работе с детьми. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей и педагогов, и родителей.
Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, состояние костно – мышечного аппарата и состояние сердечно – сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально – волевые и поведенческие качества.
Среди многих факторов (социально – экономических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развития детей, по интенсивности воздействия, физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объёма и интенсивности учебно – познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания. В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о не достаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждает ряд факторов. По данным углублённого медицинского осмотра специалистами при поступлении в первый класс в настоящее время, наблюдается процесс хронизации заболеваний: нарушения опорно – двигательного аппарата, нарушение нервно – психического развития детей, снижение уровня физического здоровья. По мнению А.Б. Лагутина, работа по единой, жёстко регламентированной «Программе воспитания и обучения в детском саду» неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения. В связи с вышеизложенным, является актуальным совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста. В образовательном процессе использовать современные технологии и методики здоровьесбережения.
В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависит от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. В качестве ведущей методологической основы профессиональной деятельности является системно – деятельностный подход. Данный подход является концептуальным основанием как Федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, так и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Многие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, сегодня акцент делается на развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности.
Для реализации системно – деятельностного подхода необходимо построить систему работы, которая включает три направления: воспитательное, оздоровительное, образовательное. Воспитательное направление деятельности, связанное с приобщением детей к физической культуре, формированием потребности в физической активности дошкольников реализуется через интегрированные физкультурные занятия, спортивные праздники, развлечения, досуги, конкурсы, соревнования, игры. Современные формы, средства и методы физического воспитания это: детский фитнес. Каждый педагог и родитель хочет, чтобы ребёнок вырос умным, здоровым и красивым. И именно детство лучшее время для формирования привычки «быть в форме». Детский фитнес – это отличная возможность привить ребёнку любовь к спорту. Детский фитнес поможет развить двигательные навыки, научит их получать удовольствие от каждого своего достижения, от контроля над своим телом. Вместе с инструктором отправляется играть, тренироваться, справляться нагрузками, ориентироваться в пространстве, общаться со сверстниками, преодолевать трудности и препятствия, а также получить массу положительных ярких эмоций. На таких занятиях решаются следующие задачи:
1. Развитие физических качеств: силы, ловкости, равновесия, гибкости, и выносливости.
2. Исправление нарушений осанки и плоскостопия.
3. Развитие культуры движения.
4. Развитие вестибулярного, слухомоторной, зрительной координации.
5. Контроль над детской полнотой.
6. Профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы.
В детском фитнесе есть несколько направлений. Это: степ – аэробика, фитнес – аэробика, восточная гимнастика, ритмопластика, элементы хатха – йоги, хип – хоп, фитбол – гимнастика, стретчинг, сюжетные занятия, подвижные, спортивные игры и т.д. Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения этих упражнений составляет менее 20 -30 минут. Для того, чтобы сделать их ещё более интересными, мы изготовили для детей индивидуальные снаряды – степы. Упражнения для степ – аэробики подбирались преимущественно циклического характера (в основном это ходьба), вызывающее активную деятельность органов кровообращения, дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном тем
Помимо аэробики использую и фитнес – аэробику в своей работе и такие нетрадиционные физкультурные занятия, которые пришли к нам из разных стран и континентов – это хатха – йога, восточная гимнастика. Упоминая название стран, откуда пришли те или иные игры, обращаем внимание ребят на яркие образы, характер и ритм движений; тем самым у детей складывается представление о народах, населяющих нашу планету, вызывает интерес к незнакомым «другим» людям.
Упражнения «восточной гимнастики» включает в себя упражнение на развитие мышц плечевого пояса, рук, кистей и пальцев, благотворно воздействует на все органы человека, в том числе на структуры головного мозга.
Для «восточной гимнастики» не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют стоя, сидя на полу по – турецки, босиком. Сложность этих упражнений состоит в координации и согласовании движений разных частей тела. Комплекс использую с детьми, начиная с 3 – х летнего возраста, но в укороченном варианте. Разучиваем его поэтапно в медленном темпе. Например: упражнение «Лотос», «Кувшинчик», «Китайский веер», «Волна».
Спокойствие и выносливость, такие качества формирует восточная гимнастика хатха – йога. Йога – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая и укрепляющая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника, и способ стать гибким, задействованы все суставы скелета. Результат занятий – красивые, пластичные движения ребёнка. Многие врачи (японские, американские, индийские и др.) признали её благотворное воздействие на детский организм. Йога учит глубоко дышать, что способствует расширению и укреплению грудной клетки, улучшает работу внутренних органов. Асаны хатха – йоги – это удобные позы, определённые положения тела, например поза «Гора», «Лягушка», и т.д. Продолжительность фиксации положения тела не более 5 секунд. Весь комплекс упражнений обязательно заканчиваем позой расслабления (полного отдыха).
Занятия фитнес – аэробикой не только способствуют развитию основных физических качеств, но и улучшает музыкальность, двигательную память. Занятия фитнес – аэробикой проводятся в форме тренировки, каждое тренировочное занятие состоит из 3 – х частей: подготовительная, основная, заключительная. Для увеличения нагрузки в старших и подготовительных группах используем дополнительные приспособления: резиновые жгуты, гантели, степ – платформы.
«Звероробика» - это аэробика подражательного характера, весёлая и интересная для маленьких детей. Развивает воображение и фантазию.
Лого – аэробика – это физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший. Развивают координацию движений и речь ребёнка. Помимо вышеуказанных современных подходов, для решения оздоровительных задач используем здоровьесберегающие технологии и методики, такие, как: различные виды гимнастик (дыхательная по А.Н. Стрельниковой), гимнастика для глаз (по методике Базарного), релаксационная гимнастика, пальчиковая гимнастика, ортопедическая гимнастика, массаж (точечный массаж, самомассаж), арт – терапевтические методики (сказкотерапия, музыкотерапия, ароматерапия).
Закаливание детей осуществляется круглый год, физкультурные занятия, утренняя гимнастика на улице. Летом воздушные и солнечные ванны, босохождение, ходьба по оздоровительным дорожкам, от игры с водой к обширному умыванию. Большое значение в оздоровлении играет занятия плаванием. Благотворное влияние плавания на организм человека известно с древних времён. Никакой другой вид физической деятельности как взрослых, так и детей в особенности не сравнится с занятиями в воде, из которой мы состоим более чем на 60 %. Занятия плаванием разносторонне влияют на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной систем, формирует правильную осанку и сопротивляемость простудным заболеваниям. Плавание и ритмичные движения пловца в воде улучшают кровообращение и обмен веществ, укрепляет сердечно – сосудистую систему. Кожа человека промывается и очищается от пота и грязи, что облегчает кожное дыхание.
Образовательное направление я связываю с решением задач валеологического образования дошкольников. А.В. Луначарский пишет: «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа. Физическое образование ребёнка лишь база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». Я думаю, чем раньше ребёнок осознает необходимость заботы о собственном здоровье, чем раньше овладеет конкретными приёмами, способствующими его сохранению и укреплению, тем более он будет готов к активной повседневной деятельности, поддерживающей его тело и душу в стабильности, рабочем радостном состояние.
Ни одна физкультурно - оздоровительная деятельность, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с родителями. Ведущей формой работы в данном направлении стал Семейный клуб здоровья». В качестве приоритетных технологий проведения заседаний клуба были выбраны «интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, решение проблемных ситуаций) и технологии детско – родительского взаимодействия (метод проектов, совместные игры и соревнования, туристические походы, спортивные танцы).
Родители помогают в организации спортивных мероприятий, в летних и зимних праздниках, досугах, олимпиадах включаются в проведении туристических походов. Летом и зимой участники клуба ходят в туристические походы, ведь семейный туризм – это не просто появление общих взглядов, но ещё и формирование доверия и взаимопонимания в семье, создание в ней благоприятного психологического климата. Все родители отмечают, что такой активный отдых приносит радость и приятную физическую усталость. Подавляющее большинство родителей (примерно 70%) стали для своих детей активными заинтересованными домашними тренерами. Зимнее время выходной день всей семьёй на каток или на лыжную базу.
Только вместе педагоги и родители смогут помочь ребёнку быть здоровым, как физически, так и психически.
Модернизация образовательного процесса оказала существенное влияние на состояние здоровья детей, уровень их физического развития и начальной валеологической компетентности.