Развитие мелкой моторики рук дошкольников как фактор подготовки детей к школе
2 апреля 2015
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Это первейшая забота родителей и педагогов с младшего возраста.
Какими же средствами можно пользоваться для развития мелкой моторики?
1.Пластилин и соленое тесто. Лепка является прекрасным упражнением для тренировки мелких мышц руки. Часто используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. Во время лепки массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, гипоаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.
2. Бумага. Самый доступный материал, широко применяют не только для рисования, но и в аппликации и конструировании. Особенно детям нравится мозаичная аппликация. Работу начинают от простого рисунка , выкладывают геометрические фигуры, и до сложного – это сюжетные картины. Также при работе с бумагой, детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращая его в цветы, животных, птиц.
3.Очень интересными играми для детей являются игры со скрепками, пуговицами, бусами, шнурками.
4.Нитки. Ниткописью можно заниматься как из нарезанных ниток, так и из длинных. Создавать разнообразные картины «Натюрморт», «Парусник», “Подводный мир». Детям очень понравиться работать с нитками. Эта творческая работа очень кропотливая, но сколько впечатлений.
5. Пальчиковые игры. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
6.Природный материал. Игры с гречей, пшеном, рисом и другими крупами, не только вызывают живой интерес к разнообразию маминых запасов, но и развивают творчество и воображение. Дети могут создать не только легко меняющиеся картины, а также могут закрепить их на бумаге, с помощью клея.
Развитие графической моторики
Штриховка, обведение по трафарету, раскрашивание. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения.
Графический диктант. Рисование узоров и разных фигур по клеточкам. Это помогает детям прекрасно ориентироваться на листе бумаги. Развитие графических навыков подготовит руку к письму, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Развивая мелкую моторику детей, не стоит забывать о мозаиках, конструкторах, пазлах, которые имеются в домашних игротеках и разнообразных массажерах (су-джок, эспандер, шипованный резиновый мяч).
"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И.И.Павлов
Свежие публикации данной категории
25 апреля Результаты, которые дает "Активное слушание" в общении с детьми
22 апреля Как слушать ребенка
21 апреля Как уберечь естественную активность ребенка? Как не забить, не заглушить ее?
20 апреля Игра "Собери по образцу"
25 марта «По любви» – или «за деньги»
24 марта Как же научить чему - то детей, если не указывать на ошибки?
23 марта Если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях.
17 февраля Безусловное принятие
16 февраля Трудности и конфликты взаимодействия и о том, как их избежать