Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, город Ирбит, улица Азева, дом 23
Телефон: +7 (34355) 6-31-16

 

Главная / Премудрости / Педагог-психолог / Первоклашкой быть не просто

Первоклашкой быть не просто

15 декабря 2015

Педагог-психолог

 

Первоклашкой быть не просто

Поступление в школу меняет весь образ жизни ребёнка. И хотя все дети поначалу воспринимают школу как новое развлечение, со временем приходит понимание того, что школа – это серьёзно. Свойственные малышам беспечность и беззаботность сменяются жизнью, наполненной множеством обязанностей и ограничений. Каждый день нужно ходить в школу, выполнять требования учителя, подчиняться определённым правилам, и даже дома нет покоя – нужно делать уроки! Вот тут и начинаются проблемы, решить которые очень важно именно сейчас, ведь дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладывается именно в первый школьный год.

 

Мама, помоги!

Очень часто в нежелании детей учиться виноваты сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребёнка тягу к знаниям. Самая распространённая родительская ошибка – это стремление вырастить вундеркинда. Ещё задолго до поступления в школу ребёнок уже умеет читать, писать, считать, то есть всё то, чему учат в первом классе. В таком случае ему уже неинтересно останавливаться на достигнутом, он готов двигаться вперёд, а школьная программа этого не позволяет. Поэтому мамам, мечтающим, чтобы их малыш был самым – самым, нужно знать, что слишком много учиться вредно. Дети быстро устают, и чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш будет воспринимать учёбу как неприятную тяжёлую обязанность и соглашается делать уроки только «из-под палки».

Подготовка ребёнка к школе должна заключаться в развитии познавательных процессов – внимания, памяти, речи, мышления и восприятия. И не нужно пытаться любой ценой обучить ребёнка письму, счёту и чтению – всё это он очень быстро освоит в первом классе. А ваша основная задача – поддержание интереса к знаниям в целом.

 

Первый класс – самый тяжёлый

Не стоит забывать о том, что ваш первоклашка переживает стресс, даже если внешне он спокоен. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости и удивления по поводу происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. В первые дни посещения школы у ребёнка снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон и аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

Периоды адаптации к школе и её требованиям проходят все первоклассники, только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, а у третьих растягивается на весь учебный год. И это нужно учитывать: помогите малышу, а не давите на него непомерными требованиями.

Непременным атрибутом учёбы являются школьные принадлежности, поэтому не экономьте на них и позвольте ребёнку участвовать в их выборе – они поддерживают интерес к учёбе.

Первокласснику необходим твёрдый распорядок дня. После школы и обеда дайте ребёнку час-два свободного времени – пусть он поиграет или погуляет. Затем можно приступать к выполнению домашнего задания. Но не откладывайте уроки на вечер: после 18 часов сосредоточенность и способность воспринимать информацию резко снижаются. Оптимальное время для выполнения уроков – 16-17 часов.

Никогда не заставляйте ребёнка быстро бросить игрушки и садиться за уроки. Дождитесь момента, когда он сам закончит одну игру и ещё не возьмётся за другую. Если вы будете прерывать увлечённо играющего ребёнка – возникнет протест, и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретёт негативную окраску.

Выполнение домашних заданий всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что и так знакомо ребёнку, оставьте напоследок.

Если у ребёнка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключение обязательно похвалите ребёнка: «Вот молодец! Я тебе только немного помог(ла), и ты сам решил этот сложный пример». У ребёнка в таком случае появится позитивная установка «я могу сам».

 

Ничего не вижу, ничего не слышу…

Учёба – это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Судите сами:

·        90% из того, что ребёнок сделает своими руками хотя бы один раз, он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы ребёнок не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример.

·        70% того, о чём мы говорим, откладывается в памяти. Пусть ребёнок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Наводящими вопросами подводите ребёнка к правильной мысли, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

·        Всего 20 % того, что ребёнок слышит, он запоминает, поэтому одних объяснений будет не достаточно.

·        30% того, что малыш видит, он усваивает, поэтому так важны наглядные картинки, объясняющие материал.

 

При этом важно и то, какой орган чувств доминирует у вашего ребёнка. Психологи выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации:

Кинестетический тип

Такие дети обучаются в основном через непосредственное участие и активные действия. Ребёнку необходимо всё время двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестов. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Кинестетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Во время урока важно таким детям давать короткие передышки: намочить тряпку, стереть с доски, помочь раздать детям тетради. Также не стоит тренировать у кинестетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребёнка насильно заставлять сидеть, сложа руки, и слушать, он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учёбе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом он повзрослеет и научится следовать установленным нормам поведения.

 

Визуальный  тип

Основной канал восприятия такого ребёнка – зрение. Малыш с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала он постоянно рисует в тетради абстрактные картинки. Не запрещайте это – так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся посредством письма, им необходимо всё самостоятельно записать. Лучше всего такой ребёнок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Таким малышам в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учёбе станут компьютерные программы или обучающие видеокассеты.

 

Аудиальный  тип

Ребёнок усваивает информацию посредством слушания, он обладает большим словарным запасом, а также хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шёпот мешают ему сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым детям, наоборот, необходим фон – приглушённая спокойная музыка. Пусть ребёнок несколько раз проговорит вслух учебный материал – для этого можно использовать магнитофон.

 

Советы родителям первоклашки

·        Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в школьных делах и заботах ребёнка, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

·        Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

·        Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться – и это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

·        Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

·        Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

·        Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

·        Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка и его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

·        С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы, - это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

Подготовилено по «Расти здоровым» № 10(21), 2005

(журнал для хороших родителей)


На сайте сказка.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы