Адаптация ребёнка к новым условиям
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ
Один из главных «двигателей» в развитии малыша – потребность ориентироваться в окружающем мире, понимать его. Чтобы ребенок мог доверять ему, мир должен быть стабильным и предсказуемым. Но в какой-то момент в таком понятном, привычном мире все меняется и нужно время, чтобы все опять вошло в свою колею. Примеры таких крупных «нарушений» - переезд, изменение состава семьи и, конечно, поступление в детский сад. С психологической точки зрения последнее событие, несомненно, является стрессом, к которому детский организм должен адаптироваться.
Начало адаптации – это мобилизация энергии. Еще бы, вокруг столько всего нового, необычного, и прежние привычки не годятся и ожидания – не оправдываются. В этот период у ребенка повышена эмоциональность, он плохо ест, спит, может проснуться ночью мокрым. Затем происходит освоение новых условий. У малыша складываются другие привычки, нормализуется аппетит, уменьшается возбудимость (сон восстанавливается медленнее). Окончание адаптационного стресса характеризуется либо истощением и заболеванием, либо – что чаще – малыш приходит в норму, но уже на новом уровне.
Время адаптации для каждого ребенка может быть разным – от 20-30 дней до 2 – 6 месяцев. По какому пути пойдет ваш маленький, зависит от его состояния здоровья, от физического и умственного развития, от того насколько он привязан к матери. Можно сравнить поступление ребенка в детский сад с рождением. Иногда ребенок действительно чувствует себя выброшенным в большой мир, беспомощным. Ребенок может быть агрессивным по отношению к другим детям, избегать контактов. Его плач сменяется пассивностью, безразличием, интеллектуальное и речевое развитие приостанавливается или даже возвращается на более ранний уровень.
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Полезные советы
1. Необходимо заранее познакомиться с условиями детского сада, и постараться приблизить к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания, навыки самообслуживания).
2. Дать ребенку возможность получить опыт общения со сверстниками, научить как попросить игрушку, поделится своей игрушкой, умению ждать, благодарить, просить о помощи и т.д.
3. Важно заранее познакомить ребенка с детским садом, положительно настроить малыша (много детей, игрушек, хорошая тетя и т.д.) Можно побывать на территории детского сада, посмотреть, как играют дети, познакомить ребенка с обстановкой группы, с воспитателем. Пусть посмотрит, где он будет спать, раздеваться, играть, кушать. Все это дает уверенность, создает положительный настрой.
4. Важно продумать, на какое время родители будут оставлять ребенка в детском саду, кто будет приводить и забирать его. Так, если крохе легче расставаться с папой или бабушкой, а не с мамой, то лучше, если приводить его будут папа или бабушка. Очень важно в период адаптации вовремя забирать ребенка вечером. Здесь нужно прислушиваться к советам педагогов. Представьте, как одиноко чувствует себя тот, кого забирают последним.
5. Можно давать ребенку с собой игрушки из дома, фотографии, вещи, которые будут напоминать о вас и вашей любви к нему (ней).
6. Не стоит говорить в присутствии ребенка отрицательно об этом детском садике, его работниках, а также угрожать маленькому даже в шутку: «Вот пойдешь в садик, там тебе покажут!» или «Если не будешь слушаться, заберу из сада поздно!»
7. Во время привыкания ребенка к детскому саду важно избегать неприятных процедур (инъекции, визиты к стоматологу, и т.д.) Лучше подумать об этом перед садом или отложить на некоторое время.
Приучайте ребенка к режиму дня
Как ребенок адаптируется в детском саду, зависит от организации режима дня дома с самого рождения ребенка. Чем больше условия жизни дома будут приближены к детскому учреждению, тем быстрее привыкнет ребенок к жизни в детском саду.
Правильная организация жизни детей невозможна без соблюдения часов кормления, сна и прогулки. Очень важно правильно организовать режим дня ребенка, это поможет ему и в будущем, когда ребенок пойдет в школу.
Режим – рациональное и четкое чередование сна, еды, прогулки, различных видов деятельности в течение суток.
Огромное значение в поддержании здоровья, работоспособности имеет сон. Недостаточная продолжительность сна отражается на нервной системе ребенка. Нужно приучить ребенка с самого рождения ложиться спать в одно и то же время. Перед сном желательно организовывать деятельность, успокаивающую ребенка. Можно почитать добрую сказку. Обязательно проветрить перед сном комнату, устранить яркий свет, все раздражители. Постель должна быть достаточно просторной, чистой, не слишком мягкой.
Прием пищи ребенка также должен быть упорядочен. Перед едой обязательно вымыть руки. Пищу принимать только сидя за столом. Малыш не должен разговаривать и заниматься посторонними делами во время еды. Стараться соблюдать интервалы между приемами пищи.
Прогулка – это неотъемлемая часть режима дня. Путем ознакомления с природой, животными, растениями ребенок развивается лучше, учится быть бережливым, внимательным, наблюдательным. Ребенок получает элементарное представление о жизни природы. Ребенок узнает о временах года: зиме, весне, лете, осени.
На прогулке надо обращать внимание детей на погоду: пасмурно, так как солнце спряталось за тучки. Если идет снег, дождь, то рассказать о явлениях природы. Нужно обеспечивать интерес к прогулке играми. Стройте из песка гаражи для машин, дома для кукол.
Если в семье не соблюдается режим дня, то и ребенок с трудом будет привыкать к режиму детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского сада отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится капризным, безразличным к происходящему.
Для хорошего самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевание, питание, умывание). Хотя нередко в детский сад малыш приходит, не умея самостоятельно кушать, одеваться, ходить на горшок.
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания
Чтобы ребенок с удовольствием ходил в детский сад, чувствовал себя уверенно, особенно это касается первых дней посещения ребенком детского сада, у него должны быть сформированы необходимые гигиенические навыки, которые формируются в семье.
Кожа ребенка нежная, поэтому требует постоянного ухода. Малыш под контролем и с помощью взрослого должен каждый день утром и вечером мыть лицо, уши, шею, ножки. А взрослые следят за тем, чтобы ребенок досуха вытирал вымытые части тела. Учите ребенка засучивать рукава, не разбрызгивать воду, не мочить одежду, намыливать руки мылом.
Одеваться и раздеваться малыша надо приучать в семье и делать это надо в определенной последовательности: снимать, надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. Нужно учить ребенка замечать беспорядок в одежде, уметь самостоятельно справиться или обратиться за помощью к взрослому. Учите ребенка пользоваться носовым платком, туалетом.
Родители должны дать ребенку возможность при еде обслуживать себя самому, тогда охотнее будет съедаться пища. Можно попросить его помочь накрыть на стол. Ребенок вполне может разложить ложки, салфетки, хлеб. Поев, можно попросить помочь убрать со стола, сказав слова благодарности, что без него не справились бы.
Чтобы одевание превратилось в удовольствие, можно делать это в игровой форме.
Самообслуживание – это не только приобретение навыков ухода за собой, но и, что немаловажно, приобретение трудовых навыков.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
5. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
6. Не перегружайте ребенка новой информацией.
7. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
8. Помните о том, что все дети адаптируются по-разному. Одного ребенка можно оставить до обеда, другого только на 2 часа.
9. Прислушивайтесь к рекомендациям воспитателя, медицинской сестры, психолога.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
1. Рассказывайте ребенку, что хорошего ждет его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Принесите в группу свою фотографию.
5. Придумайте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
6. Будьте внимательны, добры, ласковы к ребенку, когда забираете его из детского сада.
7.После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
8. Устройте семейный праздник вечером.
9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
10. Будьте терпеливы.